ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕС. ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. 1856
nikonova_alina — 23.09.2021Часть 1.
Tears, idle tears, I know not what they mean.
Tears from the depth of some divine despair
Rise in the heart, and gather to the eyes,
In looking on the happy Autumn-fields,
And thinking on the days that are no more.
(Слезы, напрасные слезы, не вижу в них смысла.
Слезы из глубины какого-то священного отчаяния
Устремляются к глазам, рождаясь в сердце,
Когда я смотрю на счастливые осенние поля
и думаю о давно ушедших днях)
Альфред Теннисон. «Принцесса»
Все творческие объединения единомышленников рано или поздно распадаются. Их участники могут изменить свои художественные пристрастия или образ жизни, а идеалистические устремления юности рано или поздно уступают место суровому прагматизму обыденной жизни взрослого человека. С Братством прерафаэлитов это случилось достаточно быстро. Его участники постепенно стали разбегаться в разные стороны, следуя своим новым интересам, и первым от этого творческого союза откололся Джон Эверетт Миллес, который вопреки принципам Братства еще в 1853 году с радостью принял предложение стать членом Королевской Академии художеств. Миллес хотел заниматься реалистической живописью, его уже в гораздо меньшей степени занимали романтические фантазии из жизни прежних веков.
Одной из первых его работ в новом реалистическом направлении
становится картина «Осенние листья», выполненная в 1856 году. При
этом романтические настроения прерафаэлитского периода из
творчества Миллеса окончательно не выветрились.
Картину эту он задумал ещё в 1854 году, когда осенью гостил у
своего друга поэта Альфреда Теннисона. Рассказывают, что однажды
вечером он помогал ему собирать и сжигать опавшие листья, и что
воспоминания об этом оказались столь ярки и сильны, что в конечном
итоге подтолкнули его к созданию грустной и философской осенней
картины.
Исследователи отмечают также, что во время написания этой картины
он был страстно увлечен поэмой
Теннисона «Принцесса». Это довольно запутанное повествование, в
котором речь идет о любви некоего прекрасного принца к принцессе,
которая отличалась феминистскими убеждениями и предпочла основать
женский университет, вход в который мужчинам был запрещен.
Возможно именно поэтому героями полотна стали только девушки. На
картине изображен сад около дома художника в Аннат Лодж, в
Шотландии. Моделями стали сестры жены художника Эффи, Элис и
Софи Грей и еще две местные девочки (по другой версии сама Эффи и
Элис). Софи (или Эффи) изображена в центре, слева — Элис (они обе в
черных платьях). Двух других девочек привела к Миллесу его жена
Эффи. Та, что постарше, стоящая с метлой, - это Матильда Праудфут.
Она одета в форму местной Индустриальной школы, где учились дети из
бедных семей. Вторую девочку, самую младшую, звали Изабелла
Николь.
Миллес писал позднее, что «у него никогда не было таких послушных
моделей. Когда в них не было необходимости, они сидели на кухне,
помогая чистить картофель или посматривая на дверь, или часами тихо
сидели, смотря в огонь в абсолютном бездействии и полной
невозмутимости».
Позднее Эффи Миллес утверждала, что ее муж говорил ей о своем желании написать картину, которая была бы «полна красоты и лишена сюжета». А сам Миллес писал критику Фредерику Джону Стивенсу, который очень высоко оценил «Осенние листья»:
«Я хотел, чтобы торжественность картины будила в людях чувство глубокого религиозного благоговения, и мне показалось, что образ горящих листьев как нельзя лучше подойдёт для этой цели».
Продолжение следует...