АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА И ТАЙНА ФЛАМАНДЦЕВ
nikonova_alina — 13.09.2021Часть 1.
Вероятно, в любой области человеческого знания есть свои мифы,
устойчивость которых невозможно поколебать никакими новейшими
исследованиями и авторитетнейшими мнениями специалистов. В истории
искусства один из таких мифов - происхождение масляной
живописи.
В свое время к созданию этого мифа приложил свою руку сам Джорджо
Вазари, вслед за ним историю повторил Карел Ван Мандер, и с тех пор
легенда продолжает время от времени всплывать в самых разных,
иногда даже вполне уважаемых источниках информации.
А началось все с того, что когда Вазари начал описывать биографию
Антонелло да Мессина, то, похоже, он сам утомился от собственных
сухих фактов и перечислений картин и решил придать истории
сицилийского живописца немного остроты и драматизма.
Вообще-то, в биографии Антонелло да Мессина на самом деле ничего
особо драматического не было. Он родился приблизительно в 1429 или
1430 году в Мессине на Сицилии в семье скульптора Джованни де
Антонио Мазонуса. Мать Антонелло звали Гарита (или Маргарита).
Первым учителем Антонелло был, как водится, его отец, но юноша
проявил гораздо больший интерес к рисованию, нежели к лепке.
Затем Антонелло учился в Палермо, в Алькамо и в Трапани. Есть
документы, свидетельствующие о том, что он некоторое время даже
обучался кожевенному делу у мастера Гульельмо Адрагна
д'Алькамо.
Примерно в 1450 году в возрасте около 20 лет Антонелло объявился в
Неаполе, где стал учеником в мастерской местного художника
Колантонио. Колантонио был очень любопытным персонажем, который
имел непосредственные связи с фламандской школой живописи,
поскольку был учеником некоего живописца и миниатюриста Бартелеми
д'Эйка. Этот Эйк, судя по всему, имел какое-то отношение к братьям
Яну и Хуберту Ван Эйкам, хотя и не состоял с ними в прямом
родстве.
Однако вся эта достаточно простая и понятная история, имеющая
под собой вполне достоверные документальные подтверждения, под
пером Вазари приобрела вид настоящего авантюрного романа:
"...И вот некий Антонелло из Мессины, обладавший талантом отменным
и резвым, будучи человеком в своем деле весьма проницательным и
опытными много лет обучавшийся рисованию в Риме, сперва поселился в
Палермо и работал там много лет и, наконец, в Мессине, на своей
родине, где он своими произведениями подтвердил добрую славу,
которой он пользовался в своем отечестве как отменный живописец.
Отправившись однажды по своим надобностям из Сицилии в Неаполь, он
услыхал, что названному королю Альфонсо прислана из Фландрии
вышеупомянутая доска работы Иоанна из Брюгге, написанная маслом
такой манерой, что ее можно было мыть, что она не боялась никаких
толчков и обладала всяческим совершенством. Когда он добился
разрешения на нее взглянуть, живость красок, а также красота и
цельность живописи произвели на него такое сильное впечатление,
что, отложив в сторону все другие дела и мысли, он отправился во
Фландрию и, прибыв в Брюгге, близко подружился с означенным Иоанном
и подарил ему много рисунков в итальянской манере и всяких других
вещей. Поэтому, а также потому, что Антонелло был очень внимателен,
а Иоанн уже стар, последний в конце концов согласился показать
Антонелло, как он пишет маслом. Антонелло же не уехал из этих краев
до тех пор, пока досконально не изучил тот способ живописи, о
котором так мечтал. Недолгое время спустя Иоанн скончался,
Антонелло же уехал из Фландрии, чтобы повидать свою родину и
посвятить Италию в столь полезную, прекрасную и удобную тайну.
Пробыв несколько месяцев в Мессине, он отправился в Венецию, где,
будучи человеком весьма склонным к удовольствиям и весьма преданным
Венере, решил поселиться навсегда и закончить свою жизнь там, где
он нашел образ жизни, вполне соответствующий его вкусам. Приступив
же к работе, он написал маслом тем способом, которому научился во
Фландрии, много картин, рассеянных по домам дворян этого города,
где благодаря новизне своего исполнения они стали очень высоко
цениться. Он написал много и других, которые были разосланы в
разные места. В конце концов, когда он завоевал там славу и большую
известность, ему был заказан на дереве образ для Сан Кассано,
приходской церкви этого города, и образ этот Антонелло написал со
всем присущим ему умением и не щадя времени. Когда же он был
закончен, то за новизну колорита и красоту фигур, которые к тому же
были им хорошо нарисованы, он был весьма одобрен и очень высоко
ценился. А после того, как новый секрет, привезенный им из Фландрии
в Венецию, был раскрыт, Антонелло до конца своей жизни пользовался
любовью и лаской великолепных дворян этого города..."
А теперь посмотрим, что же с информацией, которую предлагает
читателю Вазари, не так.
1. Обучение Антонелло да Мессина в Риме. Абсолютно никаких
свидетельств этого нет. Да и чисто хронологически это маловероятно,
с учётом того, что Антонелло учился на Сицилии не только живописи,
но и кожевенному ремеслу, а в Неаполь приехал в 19-20 лет. Его
ранние работы, например, "Дева-защитница" 1452 года, гораздо ближе
к нидерландской живописи по стилю и технике исполнения, нежели к
работам итальянских мастеров.
2. Страшная тайна масляной живописи, которую Антонелло страстно возжелал раскрыть, увидев картину из коллекции неаполитанского короля Альфонсо I. На самом деле, идея о том, чтобы смешать красочный пигмент с чем-то более устойчивым, чем вода очевидно витала в воздухе, и с масляной основой для красок экспериментировали многие художники. Возможно, у Яна Ван Эйка (а это его Вазари именует Иоанном из Брюгге) результат получился наиболее удачным, но говорить о том, что это была промышленная тайна, которую бдительно хранили от чужих глаз все же нельзя. Маслом на деревянных панелях писал, например, Робер де Кампен, предшественник Ван Эйка.
3. Эпопея с поездкой Антонелло в во Фландрию, где он подружился с престарелым Яном Ван Эйком (он же Иоганн из Брюгге) и добыл у него секрет масляной живописи. Эта история вообще не выдерживает никакой критики. Ян Ван Эйк умер в 1441 году (ему было чуть больше 50 лет), и очень маловероятно, чтобы 10-11-летний Антонелло провернул такую сложную почти шпионскую операцию. Скорее всего, вся эта история - плод фантазии Вазари или же пересказ недостоверных баек, которые он не потрудился проверить. Очевидно, что писать маслом Антонелло научился в мастерской Колантонио, и никаких особых усилий, чтобы выведать секрет, ему прилагать не пришлось, достаточно было внимательно слушать наставника.
P.S. Есть очень симпатичный французский мини-сериал 1974 года "Тайна фламандцев" (Le secret des Flamands), посвященный истории обретения масляной живописи итальянскими художниками. Авторы фильма явно опирались на текст Вазари, но все же учли некоторые хронологические погрешности, и сделали носителем технологического секрета не Яна Ван Эйка, а его ученика Хуго Ван дер Гуса. А главным героем является молодой художник Антонелло Террачино, прототипом которого, разумеется, был де Мессина. Именно он отправляется во Фландрию на поиски тайны масляной живописи, а заодно и своего наставника, который отправился туда с той же целью. Производственная история щедро разбавлена любовной линией, а главную героиню играет совсем ещё юная Изабель Аджани.
Продолжение следует...