рейтинг блогов

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА И ТАЙНА ФЛАМАНДЦЕВ

топ 100 блогов nikonova_alina13.09.2021
Антонелло да Мессина. Портрет мужчины (Автопортрет ?)
Антонелло да Мессина. Портрет мужчины (Автопортрет ?)

Часть 1.

Вероятно, в любой области человеческого знания есть свои мифы, устойчивость которых невозможно поколебать никакими новейшими исследованиями и авторитетнейшими мнениями специалистов. В истории искусства один из таких мифов - происхождение масляной живописи.
В свое время к созданию этого мифа приложил свою руку сам Джорджо Вазари, вслед за ним историю повторил Карел Ван Мандер, и с тех пор легенда продолжает время от времени всплывать в самых разных, иногда даже вполне уважаемых источниках информации.
А началось все с того, что когда Вазари начал описывать биографию Антонелло да Мессина, то, похоже, он сам утомился от собственных сухих фактов и перечислений картин и решил придать истории сицилийского живописца немного остроты и драматизма.
Вообще-то, в биографии Антонелло да Мессина на самом деле ничего особо драматического не было. Он родился приблизительно в 1429 или 1430 году в Мессине на Сицилии в семье скульптора Джованни де Антонио Мазонуса. Мать Антонелло звали Гарита (или Маргарита). Первым учителем Антонелло был, как водится, его отец, но юноша проявил гораздо больший интерес к рисованию, нежели к лепке.

Церковь Сантиссима Аннунциата дей Каталани в Мессине
Церковь Сантиссима Аннунциата дей Каталани в Мессине

Затем Антонелло учился в Палермо, в Алькамо и в Трапани. Есть документы, свидетельствующие о том, что он некоторое время даже обучался кожевенному делу у мастера Гульельмо Адрагна д'Алькамо.
Примерно в 1450 году в возрасте около 20 лет Антонелло объявился в Неаполе, где стал учеником в мастерской местного художника Колантонио. Колантонио был очень любопытным персонажем, который имел непосредственные связи с фламандской школой живописи, поскольку был учеником некоего живописца и миниатюриста Бартелеми д'Эйка. Этот Эйк, судя по всему, имел какое-то отношение к братьям Яну и Хуберту Ван Эйкам, хотя и не состоял с ними в прямом родстве.

Колантонио. Св.Иероним
Колантонио. Св.Иероним

Однако вся эта достаточно простая и понятная история, имеющая под собой вполне достоверные документальные подтверждения, под пером Вазари приобрела вид настоящего авантюрного романа:
"...И вот некий Антонелло из Мессины, обладавший талантом отменным и резвым, будучи человеком в своем деле весьма проницательным и опытными много лет обучавшийся рисованию в Риме, сперва поселился в Палермо и работал там много лет и, наконец, в Мессине, на своей родине, где он своими произведениями подтвердил добрую славу, которой он пользовался в своем отечестве как отменный живописец. Отправившись однажды по своим надобностям из Сицилии в Неаполь, он услыхал, что названному королю Альфонсо прислана из Фландрии вышеупомянутая доска работы Иоанна из Брюгге, написанная маслом такой манерой, что ее можно было мыть, что она не боялась никаких толчков и обладала всяческим совершенством. Когда он добился разрешения на нее взглянуть, живость красок, а также красота и цельность живописи произвели на него такое сильное впечатление, что, отложив в сторону все другие дела и мысли, он отправился во Фландрию и, прибыв в Брюгге, близко подружился с означенным Иоанном и подарил ему много рисунков в итальянской манере и всяких других вещей. Поэтому, а также потому, что Антонелло был очень внимателен, а Иоанн уже стар, последний в конце концов согласился показать Антонелло, как он пишет маслом. Антонелло же не уехал из этих краев до тех пор, пока досконально не изучил тот способ живописи, о котором так мечтал. Недолгое время спустя Иоанн скончался, Антонелло же уехал из Фландрии, чтобы повидать свою родину и посвятить Италию в столь полезную, прекрасную и удобную тайну. Пробыв несколько месяцев в Мессине, он отправился в Венецию, где, будучи человеком весьма склонным к удовольствиям и весьма преданным Венере, решил поселиться навсегда и закончить свою жизнь там, где он нашел образ жизни, вполне соответствующий его вкусам. Приступив же к работе, он написал маслом тем способом, которому научился во Фландрии, много картин, рассеянных по домам дворян этого города, где благодаря новизне своего исполнения они стали очень высоко цениться. Он написал много и других, которые были разосланы в разные места. В конце концов, когда он завоевал там славу и большую известность, ему был заказан на дереве образ для Сан Кассано, приходской церкви этого города, и образ этот Антонелло написал со всем присущим ему умением и не щадя времени. Когда же он был закончен, то за новизну колорита и красоту фигур, которые к тому же были им хорошо нарисованы, он был весьма одобрен и очень высоко ценился. А после того, как новый секрет, привезенный им из Фландрии в Венецию, был раскрыт, Антонелло до конца своей жизни пользовался любовью и лаской великолепных дворян этого города..."

Антонелло да Мессина. Алтарь Сан-Кассиано. Ок.1475
Антонелло да Мессина. Алтарь Сан-Кассиано. Ок.1475

А теперь посмотрим, что же с информацией, которую предлагает читателю Вазари, не так.
1. Обучение Антонелло да Мессина в Риме. Абсолютно никаких свидетельств этого нет. Да и чисто хронологически это маловероятно, с учётом того, что Антонелло учился на Сицилии не только живописи, но и кожевенному ремеслу, а в Неаполь приехал в 19-20 лет. Его ранние работы, например, "Дева-защитница" 1452 года, гораздо ближе к нидерландской живописи по стилю и технике исполнения, нежели к работам итальянских мастеров.

Антонелло да Мессина. Дева-защитница. Ок.1452
Антонелло да Мессина. Дева-защитница. Ок.1452

2. Страшная тайна масляной живописи, которую Антонелло страстно возжелал раскрыть, увидев картину из коллекции неаполитанского короля Альфонсо I. На самом деле, идея о том, чтобы смешать красочный пигмент с чем-то более устойчивым, чем вода очевидно витала в воздухе, и с масляной основой для красок экспериментировали многие художники. Возможно, у Яна Ван Эйка (а это его Вазари именует Иоанном из Брюгге) результат получился наиболее удачным, но говорить о том, что это была промышленная тайна, которую бдительно хранили от чужих глаз все же нельзя. Маслом на деревянных панелях писал, например, Робер де Кампен, предшественник Ван Эйка.

Робер де Кампен. Замужество Марии. Ок.1420
Робер де Кампен. Замужество Марии. Ок.1420

3. Эпопея с поездкой Антонелло в во Фландрию, где он подружился с престарелым Яном Ван Эйком (он же Иоганн из Брюгге) и добыл у него секрет масляной живописи. Эта история вообще не выдерживает никакой критики. Ян Ван Эйк умер в 1441 году (ему было чуть больше 50 лет), и очень маловероятно, чтобы 10-11-летний Антонелло провернул такую сложную почти шпионскую операцию. Скорее всего, вся эта история - плод фантазии Вазари или же пересказ недостоверных баек, которые он не потрудился проверить. Очевидно, что писать маслом Антонелло научился в мастерской Колантонио, и никаких особых усилий, чтобы выведать секрет, ему прилагать не пришлось, достаточно было внимательно слушать наставника.

Антонелло да Мессина. Распятие Сибиу. Ок.1455
Антонелло да Мессина. Распятие Сибиу. Ок.1455

P.S. Есть очень симпатичный французский мини-сериал 1974 года "Тайна фламандцев" (Le secret des Flamands), посвященный истории обретения масляной живописи итальянскими художниками. Авторы фильма явно опирались на текст Вазари, но все же учли некоторые хронологические погрешности, и сделали носителем технологического секрета не Яна Ван Эйка, а его ученика Хуго Ван дер Гуса. А главным героем является молодой художник Антонелло Террачино, прототипом которого, разумеется, был де Мессина. Именно он отправляется во Фландрию на поиски тайны масляной живописи, а заодно и своего наставника, который отправился туда с той же целью. Производственная история щедро разбавлена любовной линией, а главную героиню играет совсем ещё юная Изабель Аджани.

Продолжение следует...

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Для Джонни Деппа в Петербурге случился арт-моб Но если вспоминать современные тенденции, то 9 июня все же родился популярный и любимый многими американский актер Джонни Депп. ...Фанаты считают чуть ли не своим долгом сделать сюрприз Джонни ...
Сам он маленького роста, худенький, в ушках золотые сережечки, на голове лысина, которую эффектно обрамляют и подчеркивают огненно рыжие волосы собранные на затылке в крысиный хвостик. Да еще и рыжие усы, как у телемастера... Одним словом – не ...
Квартиры класса люкс: электрический свет, отопление и горячая вода. Прачечная на чердаке и подземный гараж. Лифт!Гениальное творение великого Гауди - дом Мила в Барселоне.22-летняя Росер Сежимон удачно вышла замуж - ее престрелый муж, разбогатев в ...
одна из фотографий отсюда : http://foto-history.livejournal.com/4232525.html породила следующий вопрос : 1. У стены плача в Иерусалиме, Jules Gervais Courtellemont, 1926 год : 2. То же самое, но в наши дни : совершенно очевидно, что на этих фотографиях абсолютно разные ...
Размер 1920х1200 ...