рейтинг блогов

МЕНТАЛИСТ И ПРОБЛЕМЫ РЕНЕССАНСНОГО ПОРТРЕТА

топ 100 блогов nikonova_alina16.09.2021
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Менталист"

Часть 1.

Мир искусства — благодатная почва для сериальных сюжетов. Вокруг картин и их авторов всегда можно накрутить массу всяких интересных историй. притом вполне реалистичных. Картины можно воровать, подделывать, можно их переатрибутировать, можно придумать нового никому неизвестного гениального художника, или усомниться в гениальности кого-то известного и признанного. Но проблема в том, что сценаристы зачастую относятся слишком небрежно к фактам, касающимся изобретенных ими художественных произведений или художников, совершенно не задумываясь, что среди обывателей, которые с удовольствием смотрят детективы могут оказаться не только домохозяйки с неоконченным средним образованием.

Итак, сегодня мне хочется разобрать картину, которая фигурировала в 13 серии 1 сезона известного сериала «Менталист». Серия так и называется «Картина в красных тонах»(«Paint it Red»). Сыщики начинают расследование убийства зятя некоего нефтяного магната, а затем выясняется, что это преступление связано с похищением особо ценной картины из коллекции тестя убитого.

Картину представляют так: это портрет некоей Карлотты Моро, написанный неизвестным художником сиенской школы 14 века. Картину несколько раз показывают зрителю, так что ее вполне можно достаточно подробно рассмотреть. Но начнем с представленной информации. Итак, у нас 14 век и сиенская школа. 

В принципе, это верная информация. С конца 13 века в Сиене сложилась особая художественная школа, ее представителями были такие мастера как Дуччо, Симоне Мартини, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Мастера сиенской школы считаются крупнейшими реформаторами живописи своего времени, поскольку они смогли творчески переработать и слить воедино традиции византийской, готической и нарождающейся ренессансной живописи, получив, как это иногда именуют искусствоведы «весьма изысканный сплав». Сиенская школа переживала подъем до середины 14 века, а потом началась эпидемия чумы, и многие художники просто умерли. В 15 веке Сиена из крупного художественного центра уже превратилась в достаточно заштатный провинциальный город, который тщетно пытался нагнать художественную мысль, которая формировалась теперь во Флоренции, Милане или Венеции. Но проблема в том, что для мастеров сиенской школы 14 века совершено не характерна портретная живопись. 

Дуччо. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1300-05
Дуччо. Мадонна с Младенцем и ангелами. 1300-05
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение. 1333
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение. 1333
Амброджо Лоренцетти. Благовещенье. 1344
Амброджо Лоренцетти. Благовещенье. 1344

Портреты, конечно, тоже присутствуют в работах художников Сиены 14 века, но это так называемые «скрытые» портреты, когда в сюжет картины или фрески включается изображение донатора. Но полноценных отдельных портретов в творчестве художников Сиены 14 века еще не было.

Симоне Мартини. Заказчик капеллы Сан Мартино в Ассизи кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином. 1317 (?)
Симоне Мартини. Заказчик капеллы Сан Мартино в Ассизи кардинал Сан Мартино аи Монти перед св. Мартином. 1317 (?)

Портретная живопись начала более системно развиваться только в 15 веке (но уже не в Сиене), так что скорее всего сценарист серии  просто перепутал 14 век и 1400-е годы, а Сиену приплел как красивое название далекого итальянского города.

Но портрет, который мы видим в сериале, поколенный трехчетвертнойт портрет сидящей модели на фоне пейзажа, в принципе не мог быть создан в эпоху  раннего Возрождения, к которой его приписывают. Портреты на фоне пейзажа действительно  появляются в 1470-х годах в творчестве художников Флоренции. Примерно в то же время некоторые мастера, в частности Антонелло да Мессина, ориентируясь на новации своих нидерландских коллег, начинают использовать трехчетвертные развороты в композиции. Однако совершенно невероятным представляется поколенный портрет сидящей модели, написанный во второй половине 15 века. Все портреты, созданные в это время, — либо оплечные, либо поясные. И еще более невероятным можно считать композицию второй половины 15 века, где модель была бы сдвинута к краю картины, а не была бы расположена точно по центру.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. ок. 1474—1476
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи. ок. 1474—1476

Вообще, для портретной живописи 14 века гораздо более характерны профильные изображения и портреты, написанные не на пейзажном, а на нейтральном темном фоне.

Пизанелло. Портрет принцессы из дома Эсте (Джиневры д`Эсте)
Пизанелло. Портрет принцессы из дома Эсте (Джиневры д`Эсте)
Лоренцо Коста. Портрет неизвестной с комнатной собачкой на руках
Лоренцо Коста. Портрет неизвестной с комнатной собачкой на руках

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рассказали на одной из рабочих встреч.  Чтобы устроиться работать нотариусом, нужно сначала несколько лет поработать юристом, а потом помощником нотариуса. Так вот. Чтобы нотариус взял к себе официально человека на работу помощником, он ...
У нас очень живописная ванная комната. Правда. Такая большая, с окнами, с высоким потолком, старинными раковинами и медными кранами, с фонарём, как на Невском, и старым зеркалом с разводами, как контурная карта. Сама ванна каменная и очень ...
приму в дар стерео-видеомагнитофон для кассет VHS (с 6-тью ...
О Ломоносове, Марбурге, немцах – и ещё одной важной инициативе ООН В своей характерной витиеватой манере, ООН предлагает миру сегодня отметить Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооружённых конфликтов. … Воля Ваша, как тут не ...
Безресурсный мужчина  абсолютно пуст  и фальшив,  как кипящий котелок  , нарисованный на холсте в каморке папы Карло. Вроде смотрится красиво,  но: ...