МЕНТАЛИСТ И ПРОБЛЕМЫ РЕНЕССАНСНОГО ПОРТРЕТА
nikonova_alina — 16.09.2021Часть 1.
Мир искусства — благодатная почва для сериальных сюжетов. Вокруг картин и их авторов всегда можно накрутить массу всяких интересных историй. притом вполне реалистичных. Картины можно воровать, подделывать, можно их переатрибутировать, можно придумать нового никому неизвестного гениального художника, или усомниться в гениальности кого-то известного и признанного. Но проблема в том, что сценаристы зачастую относятся слишком небрежно к фактам, касающимся изобретенных ими художественных произведений или художников, совершенно не задумываясь, что среди обывателей, которые с удовольствием смотрят детективы могут оказаться не только домохозяйки с неоконченным средним образованием.
Итак, сегодня мне хочется разобрать картину, которая фигурировала в 13 серии 1 сезона известного сериала «Менталист». Серия так и называется «Картина в красных тонах»(«Paint it Red»). Сыщики начинают расследование убийства зятя некоего нефтяного магната, а затем выясняется, что это преступление связано с похищением особо ценной картины из коллекции тестя убитого.
Картину представляют так: это портрет некоей Карлотты Моро, написанный неизвестным художником сиенской школы 14 века. Картину несколько раз показывают зрителю, так что ее вполне можно достаточно подробно рассмотреть. Но начнем с представленной информации. Итак, у нас 14 век и сиенская школа.
В принципе, это верная информация. С конца 13 века в Сиене сложилась особая художественная школа, ее представителями были такие мастера как Дуччо, Симоне Мартини, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Мастера сиенской школы считаются крупнейшими реформаторами живописи своего времени, поскольку они смогли творчески переработать и слить воедино традиции византийской, готической и нарождающейся ренессансной живописи, получив, как это иногда именуют искусствоведы «весьма изысканный сплав». Сиенская школа переживала подъем до середины 14 века, а потом началась эпидемия чумы, и многие художники просто умерли. В 15 веке Сиена из крупного художественного центра уже превратилась в достаточно заштатный провинциальный город, который тщетно пытался нагнать художественную мысль, которая формировалась теперь во Флоренции, Милане или Венеции. Но проблема в том, что для мастеров сиенской школы 14 века совершено не характерна портретная живопись.
Портреты, конечно, тоже присутствуют в работах художников Сиены 14 века, но это так называемые «скрытые» портреты, когда в сюжет картины или фрески включается изображение донатора. Но полноценных отдельных портретов в творчестве художников Сиены 14 века еще не было.
Портретная живопись начала более системно развиваться только в 15 веке (но уже не в Сиене), так что скорее всего сценарист серии просто перепутал 14 век и 1400-е годы, а Сиену приплел как красивое название далекого итальянского города.
Но портрет, который мы видим в сериале, поколенный трехчетвертнойт портрет сидящей модели на фоне пейзажа, в принципе не мог быть создан в эпоху раннего Возрождения, к которой его приписывают. Портреты на фоне пейзажа действительно появляются в 1470-х годах в творчестве художников Флоренции. Примерно в то же время некоторые мастера, в частности Антонелло да Мессина, ориентируясь на новации своих нидерландских коллег, начинают использовать трехчетвертные развороты в композиции. Однако совершенно невероятным представляется поколенный портрет сидящей модели, написанный во второй половине 15 века. Все портреты, созданные в это время, — либо оплечные, либо поясные. И еще более невероятным можно считать композицию второй половины 15 века, где модель была бы сдвинута к краю картины, а не была бы расположена точно по центру.
Вообще, для портретной живописи 14 века гораздо более характерны профильные изображения и портреты, написанные не на пейзажном, а на нейтральном темном фоне.
Продолжение следует...