АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА И ТАЙНА ФЛАМАНДЦЕВ
nikonova_alina — 15.09.2021Часть 3.
Вопреки утверждениям Вазари, Антонелло да Мессина вовсе не остался до конца жизни в Венеции, пользуясь покровительством богатых заказчиков и предаваясь любовным утехам, коим он был якобы весьма привержен. На самом деле пробыл в Венеции меньше года, и уже к началу 1475 -го вернулся на Сицилию. Именно этим годом датируется его знаменитая «Анунциата ди Палермо». Это блестящий пример ренессансной живописи, где воедино слиты и композиционное решение, и глубокое содержание произведения.
На картине Мария, изображена с раскрытой книгой в мгновение, когда она отвлекаясь от чтения, пытается как бы удержать собеседника, находящегося перед ней. Идеально правильный овал лица Богоматери подчеркивается складками ее голубой мантии. Центральную ось композиции задает складка мантии на лбу, которую мысленно можно продлить вниз до угла книжной подставки. При этом легкий поворот фигуры и жест руки придают композиции естественность.
Вообще в последнее десятилетие своей жизни Антонелло да Мессина писал много портретов, где сочетал типично фламандский трехчетвертной разворот лица с глубоким психологизмом. Его портреты являются совершенно особым явлением итальянского Ренессанса.
Разумеется, он продолжал писать и композиции на религиозные сюжеты. Из его поздних работ наиболее значительной и оригинальной представляется Пьета 1476-78 гг., которую также называют «Христос Милосердия и Ангел».
Сцена, которую представляет художник, не описана ни в одном из Евангелий. На картине Христос уже снят с креста и должен быть помещен в гробницу. Но перед погребением плачущий ангел показывает зрителю мертвого Христа во всей его трагической реальности: лицо с полуоткрытым ртом, опущенные руки, рана на груди, из которой обильно обильная кровь. Христос и ангел изображены на фоне в пейзажа с черепами и сухими стволами деревьев, символизирующими смерть, а на заднем плане город и зеленеющие кусты и деревья символизируют Воскресение. При этом Антонелло изображает реальный городской пейзаж, - это Мессина второй половины 15 века, с городским собором и колокольней, окруженная внушительными стенами по периметру.
Вероятнее всего работа была выполнена для частного клиента, который мог и сам выбрать тему. Реализм, с которым изображена смерть, контраст между цветущим розовым лицом ангела и совершенно мертвым ликом Христа, выражение крайней боли на лице ангела, контраст между фигурами на переднем плане и пейзажем, все это в целом было призвано эмоционально вовлечь зрителя в ситуацию и напомнить ему, какой ценой Христос заплатил за Спасение рода человеческого.
Возможно, это было случайностью, но так получилось, что именно эта картина оказалась последним значительным произведением в творчестве Антонелло да Мессина. Видимо, в январе 1479 года он уже был тяжело болен, в начале февраля этого же года он подписал завещание, в котором помимо прочего просил похоронить себя в монастыре, а свое состояние поровну разделил между женой и детьми. 25 февраля 1475 года Антонелло да Мессина скончался. Ему было 49 лет.