Джин отечества

«Последним пополнением портфеля компании является бренд «Сивуха», — содержание рекламной рассылки премиального алкоретейлера сильно изменилось за этот год. В ней можно найти, например, «хлебное вино», причем продажи данного напитка продвигаются в «патриотической» стилистике — как возрождение исторических традиций. Один из дистиллятов, который в стародавние времена имел говорящее название «кривач», называется «мощным символом национальной гордости».
Российский алкорынок, пожалуй, —
одна из немногих сфер экономики, которая в прошлом году нарастила
показатели, хоть и трансформировалась до неузнаваемости. Так что
ликероводочных производителей можно в известном смысле назвать
бенефициарами происходящего.
Дрожжи мазали на хлеб
В конце года Росалкогольрегулирование опубликовало статистику продаж алкоголя. Согласно которой, за 11 месяцев продажи слабоалкогольной продукции выросли на рекордные 53% — до 13,6 млн декалитров. Уровень продаж крепких ликероводочных напитков в январе–ноябре вырос на 27,5%. Водки — на 6%, до 68,8 млн декалитров.
При этом за 2021
год рост потребления водки составлял всего 2%. А в предыдущие годы
Россия вообще отчитывалась о постоянном падении потребления
алкоголя, так что, по словам главы Минздрава, за 13 лет оно
снизилось на 43%.
Пить по нарастающей стали уже на фоне ковидной изоляции, но
тогда в рост пошли вина. А вот в год СВО россияне глотали все, что
льется, с давно невиданным энтузиазмом.
Особенно активно — в первой половине года, чему явно способствовало шоковое состояние общества. В первом полугодии 2022 года в РФ продали 549 млн литров крепкого алкоголя, что на 42 млн больше, чем за тот же период 2021-го, и на 44 млн больше 2020-го.
Центр исследований
федерального и региональных рынков алкоголя зафиксировал рекорд
потребления за три года. Из отмеченных особенностей двукратный рост
по десертным винам, 75-процентный рывок слабоалкогольных напитков.
И восьмипроцентный рост производства.
Российский человек топил тревогу известным способом. И
государство ему не мешало — хотя, например, в 1914 году, в начале
Первой мировой войны, был введен сухой закон, запретивший
употребление алкогольной продукции на территории России.
Правда, он стал
одной из причин турбулентности во внутренней политике:
мобилизованные просто шли громить винные склады. А также пить
денатураты, одеколон, политуру и намазывать на хлеб дрожжи.
Привело это не только к массовым отравлениям, но и к смене
власти: как известно, штурму Петропавловской крепости 27 февраля
1917 года предшествовал разгром спиртоочистительного завода на
Александровском проспекте, а «штурм» Зимнего на самом деле
сопровождался разграблением царского винного погреба в подвалах
дворца. Опыт явно учтен.
Водка в последние годы уступает первые места в рейтинге
популярности у россиян коньякам и виски. Но целый ряд привычных
глазу и горлу напитков именно этих видов из магазинов
исчез.
Из-за санкций импорт крепкого алкоголя в России уже в 1-м полугодии 2022 года упал на 35%. Крупные мировые производители крепкого алкоголя закрыли представительства в РФ: Diageo, владеющая брендами виски и рома, Brown Forman — производитель самых популярных в России виски, Maxxium Russia, которая отгружала качественные коньяки… Именно они исправно наполняли витрины. Уже к октябрю представленность виски на полках магазинов снизилась на 50%. Чем же тогда утоляет жажду население и за счет чего бьет рекорды потребления?
Ковбои из Коломны
Король
импортозамещения — джин. Не самое популярное прежде пойло в
феврале–июле 2022 года показало максимальный рост продаж (на 50%).
Причиной аналитики назвали снижение цен за счет прихода российских
производителей в освободившуюся нишу.
В 2022 году на российском алкорынке появилось более 20 новых
брендов джина. Цена поллитры — 300–400 рублей. Делают его, как и
положено, из можжевельника. Надо сказать, пользовательские отзывы
вполне недурные.
Среди производителей лидер — «Ладога». Правда, предприятие не совсем российское, принадлежит британской компании LIGHTING ASSOCIATES LIMITED, которой руководит некая Олеся Бондаренко. В ее профиле в соцсетях в качестве места жительства указана Прага.
«Ладога» после
ухода крупных брендов вывела на российский рынок еще и бурбон.
Притом что, казалось бы, компания входит в десятку лидеров
российского винокурения, новый продукт она вывела на рынок в
камуфляже — кукурузный дистиллят питерского производства разлит в
бутылку и украшен этикеткой, которую издали трудно отличить от
привычной упаковки известного американского бренда.
Косплей используют и другие производители аналогов. Например,
компания «ССБ»,
которая гонит виски из царицы полей в подмосковном Дмитрове.
Правда, и тут патриотический энтузиазм по поводу удара под дых
коллективному Западу спадает при изучении учредительных документов:
конечным владельцем дмитровских ковбоев оказалась голландская
компания «Стихтинг Стеллар груп».
После длительных дегустаций нам удалось-таки обнаружить
поистине российского производителя — он и называется гордо: «Виски
России», а находится в дагестанском Кизляре.
Ранее по тому же
адресу располагалось предприятие с более прозаическим наименованием
«Кизлярский винзавод». «Виски России» принадлежит Алибеку
Иразиханову и Гамиду Омарову, делают они не только бурбон, но и
сингл молт. Мы не рискнули проверять на себе, но коллеги
авторитетно утверждают, что покупка этих напитков способна помочь
надолго сократить употребление спиртного в отдельно взятой ячейке
общества.
Если авторы упоминавшихся продуктов утверждают, что в их
основе дистилляты, то еще одни подмосковные вискоделы честно пишут:
в составе их произведения коньячный спирт, настой солода и
ароматизатор. Смесь шотландского с коломенским, как и предыдущие
номинанты, недорога: около 500 руб. за поллитра.
Зомби вместо феи
Кизляр — не
единственный дагестанский город, где замахнулись на знаменитые
рецепты. Что там виски? Кальвадос! Если у вас это наименование
вызывает мысли о Нормандии и французском Средневековье, то
совершенно напрасно. Даешь Средневековье российское:
яблочный бренди производится в Дербенте. Посидеть с рюмочкой
этого напитка на веранде теплым вечером не выйдет: полевые
испытания на добровольцах показали, что пить лучше
залпом.
Напиток весьма вероятно, что и натуральный, но чрезвычайно жесткий.
Не осилив сермяжный кальвадос, перейдем к более тяжелым экспериментам. В ноябре «Калужский ликероводочный завод «Кристалл» Павла Победкина (не путать с «Кристаллом» московским) начал поставки в розничные сети травяных ликеров, окрестив их в пресс-релизе убийцами знаменитого немецкого биттера из 65 компонентов.
По субъективному
впечатлению найденного нами добровольца, продукт, и правда,
убийственный, особенно это осознаешь наутро. В нем меньше
компонентов, чем в «старшем егере», авторы упоминают женьшень,
шафран, лаванду и кардамон. У производителя «егеря» вопросы
возникли, впрочем, не к содержимому, а к форме: компания «ТКМ»,
которая представляет интересы ООО «Маст-Ягермастер С.Е.»,
потребовала изъять из оборота биттеры с этикетками, схожими с
товарными знаками компании, и вообще назвала новинку контрафактом.
Калужский завод в ответ подал жалобу в ФАС. Она пока не
рассмотрена, тем временем Роспатент также счел визуальный образ
калужского изобретения сходным до степени смешения с немецким
продуктом.
Тем временем на рынке обнаружена суровая челябинская текила.
Правда, текила она — только издали. А вблизи (при наличии хорошего
зрения) можно различить надпись мелким шрифтом:
«коктейль».
В составе: вода, спирт, ароматизатор, сахар и — да! — немного мексиканского напитка. Производитель на сайте обещает «обжигающие, ни с чем не сравнимые ощущения». И то верно. Эта же компания — «Центр пищевой индустрии «Ариант» предлагает челябинский же ром. Его тоже трудно забыть.
Кстати, на рынке можно найти и белорусскую текилу, но соседи просто разливают мексиканский продукт. Примерно так же, как фасуют знаменитую белорусскую креветку. А вот соорудить самостоятельно из подручных материалов то, для чего нужен как минимум не растущий в наших широтах кактус, смогли только россияне, не забывшие еще вкус ерофеевской «Слезы комсомолки».
Самбука в продаже
также имеется как белорусская, так и российская, но отечественная
на пять градусов мягче. Оно вроде как и неплохо, а смесь спирта и
сахара трудно чем-то «разбодяжить», но с подкованной блохой снова
беда. Итальянский ликер — по правилам — поджигается, а уж потом
употребляется внутрь. А то, что ниже 40 градусов, — не горит. Не
получится поджечь и калужскую самбуку.
Что нам эти ваши локальные бренды, мы и на абсент замахнемся,
на голубую вашу фею. С феей — честно — пока не вышло, получился
только зомби. Он изображен на этикетке настоящего российского
абсента.
Напиток с привкусом аниса и цветом тархуна содержит в составе спирт, краску и спиртовые настои различных трав и корешков. Производится в Кабардино-Балкарии на заводе с красивым названием «Эльбрус спиритс» (он же — «Чегемский винпищепром»). Полноценные 60 градусов за 500 руб. Напиток напомнит молодость и времена «абибаса».
В анимационном
фильме художников Саши и Оли Флоренских «Митьки никого не хотят
победить, или Митькимайер» есть глава «Ностальгия», целиком
состоящая из перелистывания этикеток многообразного советского
алкоголя. И хоть первая часть названия фильма в России-2023 снова
оказывается под запретом (недавно картину митька Шагина с таким
названием потребовали снять с выставки, а лозунг на афише —
замазали), но сохраненные для потомков этикетки снова
актуальны.
Нестареющая классика опять на прилавках. Советский портвейн и
плодово-выгодные вина пока стыдливо таятся на нижних полках дешевых
супермаркетов. Но это пока.
|
</> |