джеймс энзор
jalla00 — 27.01.2024 .. будущее покажет каждому, причитающееся ему место... я верю в себя, а успехи других меня не волнуют"-джеймс энзор, бельгийский художник, всю жизнь, почти девяносто лет, проживший в остенде. и сейчас( я где-то читала), в остенде большая выставка, посвящённая ему.впервые я его увидела именно там, в остенде, а до этого ничего и не слышала о таком художнике , и даже пропускала без внимания две его картины в кельнском музее вальраф-рихартц, пробегая мимо "красивенького ателье художника", написанного светлыми и жизнерадостными красками
не сразу заметив, что в этом веселеньком ателье в китайском стиле полно скелетов
поближе
да и девочка с куклой страшненькая, и куклы у неё - инвалиды
эти две картины из кельнского музея. а вот те, которые я увидела в музее остенде летом 2016 года, пожертвовал ради него пляжем.
автопортрет в шляпе с цветами. какой красавчик!
он любил переодеваться, и был довольно странным типом : женщин, как правило, избегал, семью не завёл, жил затворником
прожил всю жизнь в остенде, за исключением двух лет учёбы в брюсселе.
самая известная его картина "вхождение иисуса в брюссель " - социо- и клерикально-критическая - там он написал шаржи на всех.
картина огромная, писал он её на своей мансарде с низким потолком, так, что холст не помещался на стене, и свисал на пол, где по нему топтались. и ихранилась потом, свернутая в рулон, до тех пор, пока он не смог съехать от матери
эта картина находится в лос-анджелесе , в музее гетти. а я в остенде тогда, в 2016 году, видела гобелен, сотканный по эскизу с неё, "Гобелен по картине " Вхождение Христа в Брюссель", 1888-1889/2008 гг.Tapisserie (Company Gibau)
вот он смотрит на загорающих на пляже, оделся потеплее. правильно, чай не италия !
вид на городские крыши из окна мансарды
два пейзажа
мертвая мать. как холодно он её изобразил!
скорби здесь не наблюдается. мать у него была из простых, неграмотных, а отец - из очень обеспеченной английской семьи. в городе у отца была слава пьяницы и лузера. целые дни он проводил, посиживая в кафе и в своей библиотеке. но в сына развивал и поощрял в нем наклонности к художеству
когда отец все пропил и рано умер, мать открыла лавочку со всякой ерундой, вроде масок, скелетов, ракушек и сувениров. это оттуда у энзора любовь к изображению масок и скелетов.
а это, вероятно, от папы
мать ему выговаривала, что он пошёл в отца : такое же ничтожество, ничего в жизни недобившееся.
жители остенде высмеивали его эксцентрический стиль, его картины никто не покупал. он страдал от непризнания неуважаемого им общества, и от депрессий.
финансово все пошло вгору в 1904 году, когда писательница, emma lambotte, купила много его картин и познакомила его с антверпенским меценатом.
и только после смерти матери, когда ему уже было пятьдесят семь лет, он, наконец, стал жить один и смог переехать в дом, доставшийся ему по наследству от дяди.
систематического художественного образования не получил, проучившись только два года в брюссельской академии.
музыкального - тоже.
не зная музыкальной грамоты, он со страстью сочинял музыку на подаренной ему фисгармонии, и в 1924 году в брюсселе был даже поставлен срчиненный им балет .
все хорошо закончилось: благодарные остендцы поставили ему памятник, сделали выставку его работ и гордятся своим почётным гражданином
вывод: чтобы стать знаменитым, учиться не обязательно: надо только долго жить и иметь хороших покровителей
|
</> |