Дислексия у детей: что за зверь? | ДЕТИ - цветы жизни
Сообщество «ДЕТИ - цветы жизни» — 20.04.2012
Сейчас много говорят об этом расстройстве, встречающемся с поразительной частотой именно у детей. Заключается оно в нарушениях способности ребёнка читать вследствие недостаточной развитости определённых психический функций. Истинная причина этого заболевания – плохое внимание, трудности испытываемые детьми при попытке сконцентрироваться.
Внимание к дислексии проявили в 60-х годах 20-го века, когда подметили, что некоторые дети, являясь способными, с высоким уровнем интеллектуального развития и памятью, сложно обучались умению читать и писать. Без сомнения, скорость формирования этих навыков в какой-то степени индивидуальна и разнится от случая к случаю, но рано или поздно все дети достаточно хорошо овладевают этими премудростями. А если и делают ошибки, то они являются естественными, логическими: например, написание слов так, как они слышатся и др.
В случае же дислексиков испытываемые ими трудности являются принципиально другими, а ошибки – необычными, причудливыми. Их природа связана с неспособностью таких детей установить чёткую связь между звуками и буквами. Отсюда возникают такие нарушения, как пропуск, съедание букв и даже слогов, перемена их местами, нетрадиционное чтение (например, по-арабски – справа налево). Также они могут путать право и лево.
Но здесь нужно учитывать следующее: все эти отклонения находятся в пределах нормы, если ребёнку не больше 7-8 лет. Если же они сохраняются и в более взрослом возрасте – это уже тревожный знак, в таком случае надо заняться проблемой серьёзно: провериться у врачей, сделать полное обследование и т.д.
Что говорят неврологи и нейробиологи о причинах данного заболевания? Есть мнение о его наследственности, а связано оно с нарушениями работы мозга и структуры его тканей. Но до конца дислексия ещё не изучена. Ведь другие способности таких детей обычно развиты на достаточно высоком уровне: это творческие наклонности, хорошая обучаемость и запоминание информации.
Вместе с этим такие навыки не способны компенсировать огромные проблемы дислексиков в чтении и письме. А подобные серьёзные нарушения этих базовых навыков могут поставить крест на получении хорошего образования, освоении профессии и в целом затруднить нормальное существование в век, где базовой ценностью является информация, которая к тому же передаётся преимущественно в письменном виде.
Важны и социальные последствия данного заболевания. В школе такому ребёнку приходится просто катастрофически трудно. Сам он обычно не понимает, что болен, а считает, что просто глуп и неспособен учиться. Конечно, в результате получаем комплекс неполноценности, депрессию и т.д.
Что делать? Если родители заметили подобные отклонения у своего ребёнка, то очень важно не считать его неспособным и не обвинять в том что ленив и плохо учится. Возможно, причина именно в наличии недуга. Лучше обследовать ребёнка и выявить возможное заболевание на более раннем этапе.