Детские забавы в Совдепе (Петроград, 1920-е гг.)

В мемуарах С.Аничковой приведены зарисовки с натуры, запечатлевшие игры под-советских и ранних советских детей того времени:
«Посреди улицы и во дворе играют дети. Детей, в прежнем смысле слова, в СССР не существует ни в каком кругу, а их игры и понятия уравнены бытом и воспитанием. Это — или „сознательные“ — пионеры и комсомольцы, головы которых перегружены специфической коммунистической мудростью, или хулиганствующие, резвости и восклицаниям которых дивятся даже проезжающие мимо извозчики, как известно, в выражениях не стесняющиеся. С бледными лицами, с папиросками в зубах, эти „советские граждане“ в возрасте 7-16 лет, как бы гордятся своим озорством и возмущением, которое они вызывают у прохожих.
Способы развлечений зависят от степени культурности играющих, но, во всех случаях, излюбленными играми являются „в грабители“ и „в войну красных с белыми“ или „с англичанами“.
Если играют во дворе, то „налетчики“ врываются в квартиру, которую изображает черная лестница, и „грабитель“ убивает всех жильцов, если ареной действия служит ему улица, он нападает на прихожего и, раньше чем „убить“, раздевает его. За „убийцей“ образуется погоня и, настигнув, расправляется самосудом.
В „войне белых с красными“ видную роль играют шпионы, к которым, при поимке, применяются пытки. Какое воспитательное значение имеют подобные игры, так ярко отражающие советский быт и нравы — говорить, конечно, излишне.
Разбой в почете; возведенный в идеал, образ разбойника Стеньки Разина пленяет детское и юношеское воображение, ему, как народному герою, воздвигаются памятники, его именем называются заводы и улицы, неведомыми авторами сочиняются, а детьми на улицах распеваются песенки вроде:
Был великий Стенька Разин,
Как и мы, душою красен;
К беднякам горел любовью,
Упился кулацкой кровью.
Или:
Военная песенка
Светит красная звезда
На деревни, города,
Тра-та, тра-та, тра-та, та,
Светит красная звезда.
Украшают нам знамена
Ни святые, ни корона,
Тра-та, тра-та, тра-та, та.
И т. д.
Не спасет и аллилуйя
Европейскаго буржуя,
Тра-та, и т. д.
Мир покроем мы телами
Что пурпурными коврами,
Тра-та, и т. д.
Мы своих уж перебили,
В царских тюрьмах их сгноили,
Тра-та, ит. д.
Кто идет не с нами в ногу,
Всех отправим в рай мы, к Богу,
Тра-та, и т. д.
Зачем учиться и работать, когда можно жить при- вольной, полной приключений, жизнью, убивая и грабя „буржуев“ и „кулаков“, и даже уделяя часть награбленного пролетариату.
Вотъ слышанный мною лично разговор двух пионеров, сыновей рабочих Экспедиции, у одного из которых в руках книжка о Стеньке Разине.
— После, когда вырасту, Стенькой Разиным заделаюсь.
— Как?... На лице товарища, услышавшего о таких блестящих перспективах, изумление и восторг.
— Да так: кулаков убивать буду, а наберу у их добра, ероплан куплю, Добролету пожертвую и сам на ем летать буду.
Я вмешалась в разговор, указав, что Стенька убивал не только кулаков, но и ни в чем неповинных людей, на что мальчик, с сознанием своего превосходства, над непонимающей простых истин, ответил:
— Эка важность, одним поменьше, одним побольше на свете будет. Не попадайся под руку.
В другой раз, в Отделе зашла со своим десятилетним мальчиком местная агитаторша, из рабочих, молодая красивая женщина, очень симпатичная и веселая.
— Ну чем же ты будешь, Петя, когда вырастешь? — спросил мальчика заведующий.
— Кончу учение, пойду в агитшколу, а потом заграницу, агитировать в капиталистических армиях и на фабриках, — серьезно и не без важности, ответил мальчик.
— Разве это так интересно? — спросила я. — Может быть, когда вырастешь, ты захочешь быть художником или музыкантом, будешь играть здесь в оркестре, как товарищ Степанов (председатель Фабкома), или в государственном театре.
— Ну-у, музыкантом... Чего мне в ем хорошего, — пренебрежительно ответил мальчик. — Там переодеваться придется постоянно в разную одежду, бороду и усы наклеивать, — уже с детским оживлением сталь описывать он перспективы своей будущей деятельности. — Револьверы тоже настояние будут, в каждом кармане по штуке. Форму надену ихних солдат, будто ихний брат француз, либо англичанин, либо немец».
Такие вот «традиционные ценности» прививал подрастающему поколению ранний «красный проект». А культ Стеньки Разина (как и культ «павших борцов за советскую власть», а также революционеров-бомбистов) — это одно из ярких проявлений опрокинутых устоев. Собственно, сейчас, когда периодически происходит (редко) возвращение исторических названий улиц — это всегда встречает протесты «слева». Мол, не замайте товарищей Урицких-Свердловых-Бела Кунов, сие суть наша история. Хотя на самом деле все это — остатки советского культа, где в позитивном ключе изображались левые экстремисты, террористы и массовые убийцы. Каким «традиционным ценностям» такие примеры научат — видно из приведенной выше пространной цитаты.
|
</> |