День в истории. Вперёд, «Броненосец «Потёмкин»!
maysuryan — 18.01.2024Первый Художественный кинотеатр в дни демонстрации фильма «Броненосец «Потемкин». 1926
18 января 1926 года состоялась премьера фильма «Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. Фильм произвёл огромное впечатление и разом отодвинул в сторону иное, развлекательное, «не революционное» кино, которое господствовало до этого на экранах СССР. Потом, конечно, подобные кинофильмы, в значительной степени западные, взяли «реванш» и восстановили своё положение.
Это положение отразили карикатуристы на своих рисунках.
Рисунок Константина Ротова. 1927 год. «На кинематографическом фронте (сводка). Восстание «Броненосца Потёмкина» успешно подавляется...». На рисунке революционный броненосец атакуют популярные буржуазные актёры, в том числе комики Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд, Бастер Китон...
Рисунок Константина Елисеева 1926 года
А на рисунке 1928 года председатель Совкино — имеется в виду старый большевик Константин Шведчиков (1884—1952) — умоляет не выметать с экранов буржуазные картины.
Рисунок Константина Елисеева. 1928 год. «Легче на поворотах. Председатель Совкино: — Зачем ты гонишь все буржуазные картины?! С пустым местом хочешь остаться?»
И потом эта ситуация с «Броненосцем «Потёмкин» ещё не раз повторялось. Так было, например, с фильмом «Чапаев» в 1934-м.
Художник-карикатурист Лев Бродаты (1889—1954) противопоставляет серьёзный историко-революционный фильм о Чапаеве и легкомысленную музыкальную кинокомедию «Весёлые ребята». 1934
Собственно говоря, так продолжалось весь период 1917—1991 годов, как и позднее. В обществе шла классовая борьба, в том числе в искусстве. В том числе в кино. Было и так, что люди с неподдельным энтузиазмом шли по улицам с лозунгом «Мы идём смотреть «Чапаев»!». А в другие эпохи выстраивались очереди в кинокассы за билетами на чисто развлекательные комедии. Я помню в брежневские годы такие очереди на французские кинокомедии с Бельмондо и Ришаром...
В 1966 году, на XXIII съезде партии (это был первый «брежневский» съезд) эту тему поднял Михаил Сергеевич... нет, не Горбачёв :) а Соломенцев, тоже будущий член Политбюро, а тогда — первый секретарь Ростовского обкома КПСС. Он сказал в своей речи:
«Иностранные фильмы с каждым годом всё больше и больше заполняют репертуары наших кинотеатров. В Ростовской области, например, в минувшем году демонстрировалось 220 фильмов, из которых 109 зарубежных. Многие буржуазные фильмы несут чуждые нам идеи, наносят большой вред делу воспитания, они исподволь порождают индивидуализм, стремление к лёгкой жизни, затуманивают сознание юношества сомнительными идеалами. Что, кроме вреда, могли дать нашей молодежи такие фильмы, как «Скарамуш», «Секретарша» и другие им подобные? (Аплодисменты.) Мы, конечно, не против обмена кинопродукцией с буржуазными странами. Но мы против бесконтрольности в этом важном деле. Любой фильм, в том числе и зарубежный, если он демонстрируется на советском экране, должен способствовать воспитанию людей в нужном нашему обществу направлении. (Аплодисменты). К сожалению, товарищи, советские фильмы не всегда следуют лучшим традициям отечественного киноискусства. Мы ещё редко видим на экране образ современника, достойный подражания, мало создаётся произведений для подростков и юношества. И не много ли стало демонстрироваться фильмов со «строгим», но очень притягательным и интригующим для молодежи предупреждением: «Дети до 16 лет не допускаются»? Нам надо серьёзно над этим подумать. И прежде всего задуматься тем, кто осуществляет репертуарную политику кино».
Характерна эта примирительная оговорка: «Мы, конечно, не против обмена кинопродукцией с буржуазными странами».
Такое кино... :)
Режиссёр Сергей Эйзенштейн в Тронном зале Зимнего дворца во время съёмок фильма «Октябрь», 1927 год
|
</> |