День в истории. Декрет о "западно-европейском календаре"


26 января 1918 года Совнарком принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Время сдвинулось вперёд: после 31 января сразу наступило 14 февраля. Россия, таким образом, догнала по календарю Европу, от которой отставала в ХХ веке на 13 суток. За эти 13 дней никто в Советской России не умер, не родился
В сочинениях Ленина можно найти немало проклятий в адрес «азиатского варварства» и «проклятой язвы азиатчины, отравляющей Русь». Николай Валентинов, большевик, потом меньшевик, позднее писал об этих настроениях: «Нас привлекало в марксизме и другое: его европеизм. Он шёл из Европы, от него веяло, пахло не домашней плесенью, самобытностью, а чем-то новым, свежим, заманчивым. Марксизм был вестником, несущим обещание, что мы не останемся полуазиатской страной, а из Востока превратимся в Запад, с его культурой, его учреждениями и атрибутами, представляющими свободный политический строй. Запад нас манил».
Однако либералов и правых социалистов, тоже считавших себя европейцами в России, Ленин язвительно высмеивал: «Голый дикарь, который оденет себе на голову цилиндр и вообразит себя поэтому европейцем, будет довольно смешон». «Европеизм» был в строительстве могучей промышленности, науки, образования и т.д., а не во внешнем карго-культе. Но декрет от 26 января совершенно в этот европеизм укладывался.

Так необычно выглядел календарь первых месяцев 1918 года
А в роли оппозиции декрету большевиков выступила, между прочим, церковь. Она не пожелала подчиняться этому декрету и переходить на новый стиль. В столь упорном неповиновении власти усматривали явный вызов и старались его сломить, особенно в первой половине 20-х годов. Часть духовенства в 20-е годы, прежде всего «обновленцы», всё-таки перешли на новый стиль. Две шутки 1923 года (из журнала «Дрезина»):
«Успевают.
— А Успение вы, батюшка, как праздновали, по старому или по новому?
— А и так, и сяк, милая.
— Как же это вы успеваете?!
— А на то, милая, оно и Успение... Хе-хе-хе».
«— Трудно договориться насчёт рождества! Бабушка желает праздновать по старому стилю. Маменька по новому, а папаша — по Петротекстилю: говорит, — когда жалованье выдадут, тогда и праздник!»...
Шутка 1924 года:

«Быт и стиль.
— Вы за новый быт?
— Да. Мы празднуем рождество по новому стилю».

Рисунок Н. Головина (Вятка). 1929 год. «Борцы за новый быт. — Я ведь, Верочка, тоже борец за новый быт. Если бы вы знали, сколько я с матушкой боролся, чтобы рождество праздновать по-новому, а не по-старому».
Соль двух последних шуток для современных читателей может быть непонятной: но дело в том, что настоящий «новый», то есть революционный быт, вообще не предполагал никакого празднования рождества: ни по старому, ни по новому стилю...
В целом же, накал «календарных» споров был совсем нешуточным. Советское правительство довольно жёстко требовало от церкви не нарушать государственных законов о календаре и тоже перейти на новый стиль. Уступая этим требованиям, 15 октября 1923 года патриарх Тихон объявил о переходе Патриаршей церкви на «новоюлианский» стиль.

Тихон (в миру Василий Беллавин; 1865—1925), патриарх всероссийский в 1917—1925 годах
Однако это вызвало такое кипение страстей и бурление эмоций в церкви, что уже 8 ноября патриарх отыграл это решение назад и распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль продержался в Русской православной церкви только 24 дня.
Рисунок из советской печати, иронизирующий на эту тему:

Рисунок Д. Воронова. 1924 год
Служим недорого, почти даром —
По стилям старым,
Но сообразно количеству целковых
Не боимся и стилей новых.
Тут следует заметить, что православные «престольные праздники» до конца 20-х годов оставались и общегосударственными выходными днями, так что вопрос имел не только церковное, но и государственное значение. Не соблюдая декрет, церковники показывали всем недовольным пример неповиновения декретам Советской власти.

И пример-то оказался успешным! В конце концов Советское государство махнуло рукой на то, что церковь во главе с Патриархией пренебрегает декретом от 26 января 1918-го и продолжает жить по старому, юлианскому стилю. Церковь, таким образом, осталась островком старого стиля в СССР в течение всего периода его существования.
Вот ещё забавный пример того, как в 20-е годы старались «пройти между Сциллой и Харибдой», выпуская два варианта одного и того же календаря. Заметка из журнала «Крокодил» за 1926 год:

|
</> |