День в истории. Красный Декрет о свободе совести


Карикатура из советской печати 1923 года. «— Напрасно, отче, стараешься: всё равно ни один ключ не подойдёт!..» На стене написано «Отделение церкви от государства» и «Хода нѣтъ». На ключах в связке: «Единая трудовая (церковь)», «Русская народная (церковь)», «Просто церковь», «Живая церковь», «Возрождающаяся церковь» и т.д. Но за 70 лет подобрали...
Фёдор Фёдорович Энгельс (как он сам подписывался, когда изучал русский язык) как-то заметил: «История, пожалуй, самая жестокая из всех богинь, влекущая свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды мирного экономического развития». И всё-таки, несмотря на эту сторону, история, как ни странно, довольно весёлый процесс. Помните, как в повести Аркадия Гайдара грядущая революция названа «весёлым временем»? «Времена такие весёлые подходят, — говорит один из персонажей. — Хватит, поплакали!..» Впрочем, судите сами.
5 февраля (23 января) 1918 был опубликован и тем самым вступил в силу один из важных декретов советской власти — «Декрет о свободе совести» (позднее его стали называть «Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви»). Суть декрета состояла в том, что всё имущество церкви переходило в народное достояние, вместо церковного вводился гражданский брак, а школа делалась светской.
Вот как в стихах комментировал этот декрет Сергей Гусев-Оренбургский (1867—1963) в петроградской оппозиционной газете «Эра» 11 июля 1918 года. Стихи озаглавлены «Декрет» и высмеивают как раз январский декрет большевиков «О свободе совести». Стоит их прочесть, чтобы живо почувствовать всю атмосферу того революционного времени...
Кратким росчерком пера
Церковь упразднили
И убраться со двора
Бога попросили.
Очень просто: Бог землёй
Правил многи лета
И уволен на покой
Волею Совета.
К Богу прибыл делегат
И указ читает:
— «Ваш земной протекторат
Ныне отпадает.
Потрудитесь сообщить
Званье, чин и лета,
Также паспорт предъявить
Иль мандат Совета.
Решено: реквизовать
Райские запасы,
Сейфы все конфисковать,
Опечатать кассы.
Храмы, скиты отобрать
В пользу бездомовных.
Всех монахинь повенчать
И расстричь духовных.
Перешляпить клобуки,
Перефрачить рясы.
Тропари и кондаки
Петь на светски гласы.
Описать и взять к рукам
Все святые мощи
И раздать их беднякам
На приправу во щи.
Дух святой цензуровать
И без сожаленья.
Меч Господень передать
Для уничтоженья.
......................
Наблюденье учредить
За Марией-Девой
А Адаму предложить
Развестися с Евой.
Жену Лота рассолить
И вернуть без спору,
И самоопределить
Содом и Гоморру...»

Ну, а теперь, в наше время, когда мы, бывший СССР, находимся в процессе отмены этого декрета? Разве это не весёлое, по-своему, время? Правда, в газетах уже не увидишь даже вполне добродушных карикатур в духе Жана Эффеля на библейских персонажей, которые в советское время были обыденны и привычны и казались уже неотменяемым завоеванием светского общества. По факту, любой автор такой карикатуры теперь, уже много лет, рискует присесть на скамью подсудимых, а то и за решётку за «оскорбление чувств верующих». А нынче, буквально за последние месяцы, мы видим новый натиск клерикалов на остатки этого декрета. По факту, в городах всей России вводится дресс-код, под страхом уголовного преследования и под предлогом того, что нельзя «на фоне храмов» фотографироваться в легкомысленных одеждах...
Как это часто бывает, реакция не только возвращает всё «на исходную позицию» января 1918 года, но и стремится перегнуть палку ещё дальше в прошлое. Например, в Питере в 2015 году был среди бела дня был безвозвратно уничтожен, как считается, скульптурный портрет Фёдора Шаляпина в роли Мефистофеля, украшавший фронтон дома на Лахтинской улице с момента постройки — 1910 (!) года. Этот «дом с Мефистофелем» (доходный дом по проекту архитектора Александра Лишневского) входил едва ли не во все путеводители — но это ничуть не помешало его уничтожить. При этом виновные в уничтожении памятника «ревнители благочестия», хотя и предстали перед следствием, но не понесли никакого (!) наказания.
Было:

Стало:

Выглядело это так: среди бела дня 26 августа, около 15 часов, прохожие увидели следующую сценку — с крыши над тимпаном фронтона свесился мужчина с кувалдой, которой он начал колотить по знаменитой скульптуре. Спустя недолгое время она откололась и с грохотом упала на землю, разбившись на куски. Осколки вандалы увезли с собой... Ранее, как утверждают, священник местной церкви категорично заявил, что «этой статуи тут не будет».

На фото — Ф. И. Шаляпин в роли Мефистофеля (в опере Гуно "Фауст").
А это — фантик от «конфекты» «Мефистофель», которая выпускалась в Ленинграде в 20-е годы. Она тоже отражает популярность Шаляпина в его знаменитой роли.

Всё прямо как у классиков советской фантастики:
«Именем его», – пробормотал Румата и пошел дальше мимо другого всадника, который старался достать копьем искусно вырезанную деревянную фигурку веселого чертика, торчащую под карнизом крыши. За полуоторванной ставней на втором этаже мелькнуло помертвевшее от ужаса толстое лицо – должно быть, одного из тех лавочников, что еще три дня назад за кружкой пива восторженно орали: «Ура дону Рэбе!» и с наслаждением слушали гррум, гррум, гррум подкованных сапог по мостовым. Эх, серость, серость… Румата отвернулся».
Но все эти Мефистофели, дресс-коды и прочее – это, конечно, всего лишь вишенки на торте, гарнир к главному, что составляло суть того декрета: к возвращению церкви всего необъятного имущества, которым она распоряжалась до 1918 года...
Так вот, скажите, разве не в весёлое время мы живём?..
|
</> |