День в истории. «Безвестные судьбы» заснятых рядом с Ильичём
maysuryan — 19.11.2024Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Санкт-Петербург, 1897 год. Слева направо (стоят): А.Л. Малченко, П.К. Запорожец, А.А. Ванеев, слева направо (сидят): В.В. Старков, Г.М. Кржижановский, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов
18 ноября 1895 года по инициативе Владимира Ульянова-Ленина был создан Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — первая крупная организация марксистов Петербурга. Многим, наверное, знакома заглавная фотография его руководителей. Но состав Союза вовсем ими не исчерпывался. О его размахе мы можем судить по сухим данным царской полиции: по делу «Союза» всего было арестовано и привлечено к дознанию 251 человек, из них 170 рабочих. Правда, работал «Союз» через кружки, и в годы первой эмиграции Владимир Ильич как-то с сожалением признался: «Мне в бытность в Петербурге не приходилось выступать с речью и перед пятнадцатью рабочими. Я даже не знаю, хватит ли моего голоса для речи пред большой толпой».
А судьба тех, кто оказался вместе с Ильичём на заглавной фотографии, оказалась очень различна. Ну, биографию самого Владимира Ильича тут пересказывать вряд ли уместно.
В.И. Ленин в 1897
Глеб Кржижановский (1872—1959) был и остался соратником Ильича до конца.
Юрий Виноградов (1926—1995). Г.М. Кржижановский слушает песню поляков в Бутырской тюрьме. 1962
Сидя в Бутырской тюрьме, Глеб Максимилианович перевёл с польского языка на русский текст революционной «Варшавянки»:
Вихри враждебные веют над нами,
Чёрные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас ещё судьбы безвестные ждут...
Иулиан Рукавишников (1922—2000). В.И. Ленин и Г.М. Кржижановский. План ГОЭЛРО. 1970
Глеб Кржижановский. 1952
Знавшая Кржижановского в 1940-е годы Раиса Берг (1913—2006, биолог, диссидентка) передавала его рассказы: «Идём с Лениным вдоль Енисея. Баржа с арбузами где-то повыше затонула. Арбузы плыли по течению. Я говорю Ленину: победит революция, первое, что сделаем, — отменим смертную казнь». «Нет, — говорит Ленин, — революцию не делают в белых перчатках, мы не отменим смертную казнь».
После революции Кржижановский стал автором плана электрификации России, знаменитого ГОЭЛРО, и до 1929 года возглавлял Госплан. Об итогах внутренней борьбы в рядах самих большевиков он говорил, если верить Берг, как о катастрофе: «То, что случилось со страной, хуже татарского нашествия. У страны отрубили голову. Я сам уцелел случайно. Стране нужен Ленин, но сто лениных погибли в сталинских лагерях». «Проснёшься в один прекрасный день и, оказывается, ты уже не Кржижановский, а просто Глеб». В то же время на скептический вопрос Берг: «Глеб Максимилианович, скажите, что, по-вашему, дала революция народу?» (сама Берг считала, что ничего не дала) — Кржижановский отвечал: «Революция дала возможность получить образование огромному большинству».
Другой не менее известный человек на фотографии «Союза борьбы» — Юлий Мартов (1873—1923). Основатель меньшевизма, главный оппонент Ленина в рядах русских марксистов.
Юрий Виноградов (1926—1995). «II съезд РСДРП (В.И. Ленин выступает в Лондоне на II съезде)». 1952. Напротив Ильича сидит его главный оппонент на съезде — Юлий Мартов
Советский плакат с шаржем на Мартова. 1922. «Всё в прошлом... Современная переработка картины Максимова «Всё в прошлом», Третьяковская галерея»
Владимир Ильич высказывался о Мартове так:
«Мартов — типичный журналист, он чрезвычайно талантлив, всё как-то хватает на лету, страшно впечатлителен, но ко всему легко относится».
«Хотя Ю.О., как известно, мой большой друг... вернее, бывший друг, но, к сожалению, он великий талмудист мысли, и что к чему — это ему не дано...»
«Какой же Мартов лидер политической партии? Он талантливый публицист... Заприте его в комнату. Первое время он будет нервничать, бить стекла, ломать дверь, а затем успокоится, потребует чернила, перо и бумагу и начнет писать, писать и писать... А что напишет? За это ручаться нельзя».
А в сентябре 1920 года Ленин помог Мартову получить заграничный паспорт и отправиться в эмиграцию. «Мы охотно пустили Мартова за границу», — сказал Ленин в одной из речей. На вопрос, зачем ему это понадобилось (ведь меньшевики тогда ещё оставались легальной оппозицией), Ленин будто бы ответил так: «Потому что меня окружают люди, которые гораздо более последовательные ленинцы, чем сам Ленин». «Когда Владимир Ильич был уже тяжело болен, — вспоминала Надежда Крупская, — он мне как-то грустно сказал: «Вот и Мартов тоже, говорят, умирает»... И что-то мягкое звучало в его словах». Ленин даже попросил Сталина послать Мартову денег на лечение. Но Сталин возмутился таким поручением: «Чтобы я стал тратить деньги на врага рабочего дела! Ищите себе для этого другого секретаря!» «В.И. был очень расстроен этим, — писала Мария Ульянова, — очень рассержен на Сталина». 4 апреля 1923 года Мартов скончался от туберкулеза. Крупская вспоминала, что уже лишённый речи Ленин знаками спросил её о Мартове. «Я сделала вид, что не поняла. На другой день он спустился вниз в библиотеку, в эмигрантских газетах разыскал сообщение о смерти Мартова и укорительно показал мне».
Василий Старков (1869—1925) отбыл ссылку, а потом, как и многие, после поражения первой русской революции отошёл от активной борьбы. Заведовал электростанцией. В 1920-е годы был направлен в Берлин заместителем торгпреда СССР. Там и скончался...
Трагически сложилась судьба ещё одного запечатлённого на заглавном снимке деятеля «Союза борьбы» — Петра Запорожца (1873—1905). Он не вынес тягот тюрьмы и заболел душевной болезнью. Умер в 1905 году в больнице. Оба памятника, поставленных ему, были снесены в ходе «декоммунизации». В Виннице, где он умер, памятник снесли 5 июня 2019 года.
5 июня 2019. Снос памятника Петру Запорожцу в Виннице
В Белой Церкви, где Запорожец родился, памятник снесли 15 июля 2022 года. Любопытно, что он был создан скульптором Иваном Кавалеридзе (1887—1978), который в 1920-е годы имел репутацию украинского националиста, а в 1940-е — сотрудничал с немецкими оккупационными властями (наказания за это не понёс, и даже получил в 1969-м звание народного артиста Украины). По иронии судьбы, казалось бы, такая причудливая биография скульптора могла спасти его творение, но не спасла.
Памятник Петру Запорожцу в Белой Церкви
2022. После сноса памятника Запорожцу в Белой Церкви
Жизнь ещё одного участника «Союза борьбы» с заглавной фотографии, Анатолия Ванеева (1872—1899) тоже оборвалась рано. Он умер в ссылке от туберкулёза.
Не менее трагично, хотя и совсем по-другому, сложилась биография ещё одного запечатлённого на заглавной фотографии, Александра Малченко (1870—1930). Он тоже отошёл от революционной деятельности в годы столыпинской реакции. После революции работал инженером в центральном правлении речных госпароходств. 29 декабря 1929 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Поводом для ареста и обвинения послужило его участие в разработке проекта договора о сдаче в концессию части судов Волжского флота. 18 ноября 1930 года расстрелян. Реабилитирован в августе 1958 года. Тут можно заметить, что в отношении большевиков, тем более — старых большевиков — до августа 1936 года действовало неписаное правило о неприкосновенности их жизни, в чём бы их ни обвиняли. Но, видимо, на Малченко, как отошедшего от революции ещё до 1917 года, это правило не распространялось... И что ещё бросается в глаза — что приговор был исполнен 18 ноября, день в день, когда исполнялось 35 лет со дня создания «Союза борьбы». Такой вышел тогда странный юбилей...
А заглавная фотография после осуждения Малченко и до его реабилитации в 1958-м была известна вот в таком «отредактированном» виде.
Заметим, что Юлия Мартова, хотя он был открытый противник Ленина, из неё всё-таки не убрали, а вот присутствие «предателя» Малченко сочли неприемлемым.
Такие разные получились «безвестные судьбы»...