История СССР в фантастической живописи
maysuryan — 18.11.2024 Кроме обычной исторической живописи, история СССР неплохо отражается и в живописи аллегорической. Вот, например. :)Иранская картина, изображающая И.В. Сталина в образе персидского лучника, стреляющего стрелой — Красной Армией — в сердце Гитлера. 1945
Но пойдём по порядку.
Константин Юон (1875—1958). Новая планета. 1921
Советские искусствоведы называли этот холст Юона «монументальным образом нового мира». Но люди, изображённые на картине, похоже, воспринимали рождение этого «нового мира» довольно неоднозначно: одни радостно стремятся к восходящей огненно-алой планете, другие, наоборот, кидаются от пылающего светила прочь, третьи падают, сражённые им. Это, скорее, картина-катастрофа.
Борис Кустодиев (1878—1927). Большевик. 1920
Борис Кустодиев говорил, что его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме». Как отметил историк культуры Михаил Лифшиц, «большевик для художника — это человек, выражающий волю большинства. Большевик неотделим от народа, он часть его, он силён величием идей, владеющих умами всех». Правда, сам автор опасался, что его неправильно поймут, тем более вспомнят его антимонархическую аллегорию 1905 года, похожую расположением фигур (там вместе с Семёновским полком, явившимся в Москву с карательной экспедицией, в город вступала сама Смерть). И даже побоялся отправлять картину на выставку, считая, что её сочтут провокацией по отношению к советской власти. Однако его опасения не оправдались: картину прекрасно поняли и она вошла в канон советской живописи, находилась в Третьяковке, изображалась на советских марках 70-х годов и другой изобразительной продукции.
Пётр Соболев (1883—1968). На память мировому капиталу. 1926 год
А эта аллегорическая картина, находящаяся сейчас в собрании Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых, изображает Сталина в виде святого Георгия:
Алексей Столбов (1874—1937). Аллегорическая композиция. 1931
Интересны другие образы произведения, помимо Сталина. Сзади всадника — буржуазия в образе когтистого человека-медведя в цилиндре. Чуть в отдалении — православная церковь (лев в скуфье и с крестом на шее). Под копытами сталинского коня — офицер-золотопогонник (ещё один лев в фуражке и с погонами на плечах) и буржуазный спец-инженер в виде обмотавшейся о копыто змеи (в 1931 году эта тема, борьба со спецами-«вредителями», довольно актуальна). Впереди коня идёт рыжеволосый юноша с лицом Владимира Ульянова-Ленина, держащий на плечах козлёнка. В верхнем правом углу картины — лидер Франции Раймон Пуанкаре (1860—1934) по прозвищу Пуанкаре-Война, в левом — папа римский Пий XI с ослиными ушами, туловищем леопарда и фашистским флагом. Любопытно, что именно из-за спины папы выглядывают пушки и прочие военные орудия... (Это, кстати, к известному вопросу того же Сталина: «А сколько дивизий у папы римского?»). На заднем плане виднеются советские фабрики и заводы с дымящими трубами и под красной звездой.
Ахмед Китаев (1925—1996). Знамя Великого Октября. 1980
Рабочий вместе с чернокожей женщиной утверждают над планетой алое знамя, а облако над их головами имеет форму Ленина. Женщина очень похожа на американскую революционерку Анджелу Дэвис, популярную в СССР в 1970-е годы.
Ну, а дальше... Время, назад... как говорится.
Геннадий Зыков (1931—2013). 1991 год
Несколько холстов о несбывшемся будущем:
Константин Юон. Люди будущего. 1929
Ливий Щипачёв (1926—2001). Письма и книги с Земли. 1966
В наше время мы, конечно, улыбнёмся: зачем доставлять на ракете с Земли тяжёлые бумажные книги, когда их можно мгновенно переслать в электронном виде? И зачем бумажное письмо, когда есть электронные? Но тогда видели так. Характерно, что в стопке книг лежат «Сто дней на Марсе», «Искусство ХХ века» и томик Сергея Есенина. А рядом — шлем с буквами «СССР». Значит, и Марс уже освоен, и СССР существует. Эх... Но, может быть, так ещё будет?.. Вот разве что письма и книги едва ли будут бумажными...
Ливий Щипачёв. Русская берёзка на Луне. 1961
|
</> |