День рождения. Рабиндранат Тагор
cand_orel — 07.05.2021Рабиндранат Тагор (бенг. রবীন্দ্রনাথ ঠাকুর, Робиндронатх Тхакур; 7 мая 1861 — 7 августа 1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Его творчество сформировало литературу и музыку Бенгалии. Он стал первым среди неевропейцев, кто был удостоен Нобелевской премии по литературе (1913). Переводы его поэзии рассматривались как духовная литература и вместе с его харизмой создали образ Тагора-пророка на Западе.
По такому поводу решил вспомнить один свой "индийский" пост, где вспоминаю и Рабиндраната нашего Тагора...
Решил немного прервать поход на север, ибо путь получается нескор, а память не вечна, и из нее уходят не менее занимательные события гоанского времяпрепровождения.
И пойдем мы сегодня, куда глаза глядят. Ну мои-то глаза в объектив всегда глядят - у нас есть кому посмотреть. Налево:
А потом и направо:
С точки зрения отдыхающего конечно трудно сделать предпочтение. Но есть же товарищ, который проштудировал ялтинский путеводитель и аппроксимировал его к гоанским пляжам.
Как раз нам недавно в тему Ялты рассказывали, что там под Гаграми такая замечательная есть историческая крепость, ну может и не крепче Массандры (о "Мускат белый красного камня"! о "Седьмое небо князя Голицына"!), но точно - слаще, главное - у левых продавцов не покупать.
Поэтому мы и пошли как раз и налево к крепости у Форта Агуада. Логично! ..
...С учетом, что у товарища вчера день рождения состоялся, а он уже в восемь утром на ногах с фотокамерой в руках, сигаретою в зубах, со смятением в умах, и с бейсболкою на лбах и в расстегнутой рубах.
А тут еще ностальгические мотивы прошлогодних посещений цитадели португальских бастионостроителей с романтическим именем Aguada, которая снилась короткими летними ночами на родине и была желанна к просмотру в ближайший зимний период. К тому же выяснилось, что основное предприятие АО "Агуада" имеет ряд филиалов в прибрежной полосе, впрочем, имеющих ту же специализацию в рамках колонизаторско-милитаристских и религиозно-этических уставных и учредительных документов.
Поэтому выбор места жительства в этом сезоне и первый целенаправленный поход состоялись именно к прибрежному редуту.
Ну и пошли мы вдоль пляжа на юг по хорошо наезженной февральской лыжне под улюлюканье и спортивные кричалки местных болельщиков.
А вы же знаете, как эти болельщики относятся к еще бледнолицым посетителям пляжных угодий - это же непроходимые дилетанты, не вкусившие еще плодов гоанских фокусников мелкооптовой торговли - порой обидных, порой смешных, а порой и радостных.
Ну, в плане радости - это не часто, обычно - все-таки лохотрон, не такой конечно как в Турции, но своей пакостной прелести при этом не теряющий.
Поэтому везде нужен глаз да глаз - полное недоверие к любому приближающемуся барашку (ибо волк он в овечьей шкуре) и особенно к его миролюбивым блеяниям (ибо лживы они). Вот примерно такое выражение лица и "прицельный " взгляд взамен пресловутого дружеского приветствия типа "хинди руси бхай бхай".
Это потом мы уже загорим, обретем вследствие этого статус человека, которого можно уже не обманывать – вот тогда уже и "бхай бхай".
А вот и кумушки:
Ну как же – тут привезли свежую экспозицию браслетов Фаберже с прилавков Лувра и местные искусствоведы-бессребреники (или наоборот они по серебру?) решили пустить их в розницу, так сказать «искусство – в массы»!
Ну вот, обсудили товарную продукцию предметов первого потреблении, торгуются, сторговались:
Какая красота!
Надо сказать, что путь наш был не беструден, а порой и опасен. В частности вот на нас напало из-за угла. Кисель смородиновый будете?!
А говорят, что в прошедшем сезоне особо рискованным было нападение белых бестий, а уж если из кустов нападают саблезубые португальские кораблики – то пиши пропало. Нет, не к таким португальским корабликам мы стремимся, другие португальские объекты нас прельщают.
А вот и действительно португальские редуты завиднелись:
И лыжня, по которой мы шли коньковым ходом, ушла резко в сторону; загадочен индийский лыжник - ушел на глубину, наверное, жарко стало:
И тут мы, наконец, увидели юбилейного 1303 рыбака. Вот они настоящие рыбаки (дальше расскажу и поразмышляю про игрушечных):
Ну, улов и у этих игрушечный:
Не знаю, откуда у местных поваров берутся свежайшие тунцы и омары, что-то такой улов дает мало надежды на рыболовов.
Тут мысли вообще убежали в сферу общим умилением миром и всеобщей связи происходящих в нем событий и ассоциаций, визуально составляющих какую-то графически-изобразительную рифму наблюдаемого:
- пара отдыхающих щенков:
- пара отдыхающих ребятишек:
- два сапога (отдыхающих) – пара:
- пара отдыхающих гомологичных хромосом, соединённых (конъюгирующих) между собой в мейозе - то бишь бивалент:
Какое-то состояние глобального умиротворения!
Да, что-то «накрыло», наверное, от жары и восторга – пришли…
Вот и редут (банки с краской, скорее всего, остались от времен португальских колонизаторов 16 века – лень было докрасить и лень было убрать, но поставили (банки) красиво):
А это самый красивый БЕЗЛЮДНЫЙ пляж, каким его и хотели видеть и португальцы во времена постройки форта в силу милитаристских мировоззрений и подозрений, да и мы туристы в целом все пляжи в Гоа в силу своей большой любви и нескрываемого уважения к соотечественникам и в целом отдыхающим почему-то в Гоа, а не в Китае или Египте.
А вот вам испанские мотивы в португальском наследии, или португальские мотивы в индийской эстетике, или индийские мотивы в российской экскурсионной фотографии… Словом – Кармен (цыганские мотивы в испанско-французско-русской культуре и индийской бытовой практике):
А вот и ранее упомянутый игрушечный рыбак:
Много сломано копий (или удилищ) по поводу бестолкового отдыха «пакетников», приезжающих на пару недель в гоанско-райские кущи и нарушающих канонически-верный покой «зимовщиков».
Я даже какое-то время проникся чувством глубокого почитания этой касты индийско-российской народности, как же – люди с ущербом для своей российской ментальности и с потерей своей социальной роли приникают к вечным росткам и баобабам индийской культуры, ее нетленным памятникам и историческим событиям, погружаются в освежающие источники философской и религиозной мысли; ну, или, как вариант – продолжают анархо-флористические традиции хиппи; ну и неоднозначные варианты про гоа-транс на объекте или, там, «дурь» на субъекте…
Были еще мысли про параллельный перенос в пространстве и времени беззаботного летнего деревенского детства в вечное лето гоанских курортов, характеризующихся аналогичным незамысловатым деревенским бытом – такой ностальгический эдэм в настоящем.
Но что-то начало настораживать во всей этой идиллии «зимовки».
Да, про рыбалку я таки забыл.
Много почитал про реальных заслуженных рыболовов гоанских водоемов, кое-где даже в восторге от достигнутых ими результатов и их удивительных трофеев.
Скажем так, что по детству и юности в деревенской глуши с большой охотой занимался рыбалкой в прудах и старицах донской степи. С серьезными подготовкой, экипировкой и оснащением; поиском удачных мест, приемов и методов.
Но вот, чтобы на пляж или там купальню пойти рыбачить? Может быть ранним туманным еще безлюдным утром в мерцающей загадочности встающего солнца пока мамульки-бабульки не подоили… Даже больше, для проверки научной теории вероятности и ненаучной теории сбывающихся снов и приходящих чудес нового дня, чтобы никто не видел ни того, ни другого.
А вот так днем заявиться, чтобы послушать: «Pi3дуй рыбачить на пруды!»
Так вот к сути. Все эти «зимовки» выглядят достаточно игрушечно.
Бесцельно, бесполезно, бессмысленно и с нелепыми претензиями к понаехавшим, хотя, конечно, и среди них встречается еще те индусологи и индоведы…
Не будет в Гоа желаемого уединения.
Это богатые могут позволить себе роскошь одиночества… Или яйцеголовые интеллектуалы, которые говорят, что могут быть наедине только с собой и в толпе.
Так бросил лопату фекалий на вентилятор…
И так, вернемся назад к прекрасному и поэтичному.
Вид на БКК, Бага и ее сказочно широкий пляж теряются вдали в туманной дымке узкой полосы:
А за спиной воплощенная сказочно-реальная красота. Смотрю на фотографии, и в ушах начинает сама по себе звучать волнами старины музыка старого скрипящего джаза и томный какой-то нездешний голос убаюкивает: «В парке Чаир распускаются розы/В парке Чаир расцветает миндаль/Снятся твои золотистые косы/Снится весёлая звонкая даль»
И этот куст, как я зацепился в неестественной позе в непригодном для меня месте и расцвел в окружении тепла, моря, красот, и считает себя приметой и украшением гоанской действительности:
Да и этот куст – мы все прикипели к этому месту и пытаемся уже пустить корни:
И от ощущения, что это и есть реальный и воплощенный рай, появляется мысль, что рядом должен быть Бог, и он дает этот знак.
Но не торопит нас к себе – поосторожней с селфи!
А вот соотечественники получше приготовились и поответственней подошли к экспедиции. Да у них буду шикарные фото, но я не готов к подвигам во имя фотографии:
А вот и ангел с развевающимися, наполненными ветрами крылами, и, судя по наличию средства путешествия – именно Рафаил:
А вот и зрители всей этой мистерии, удивительно, что местные, удивительно, что молодежь. Местами слегка постаревшая молодежь, но с признаками в поведении бесконечной привязанности друг к другу
А вот и юный страж всего этого. Не скажу, что он наводит порядок – он его режиссирует, позволяя недозволенное в рамках желания артистов и сценария сегодняшней пьесы:
А вот местный Ромео читает с телефона своей Джульетте стихи (а что же еще можно читать в этом месте и в таких почти интимных позах?)
Наверное, что-то из Тагора:
Ты не только творение бога, не земли порожденье ты,-
Созидает тебя мужчина из душевной своей красоты.
Для тебя поэты, о женщина, дорогой соткали наряд,
Золотые нити метафор на одежде твоей горят.
Живописцы твой облик женский обессмертили на холсте
В небывалом еще величье, в удивительной чистоте.
Сколько всяческих благовоний, красок в дар тебе принесли,
Сколько жемчуга из пучины, сколько золота из земли.
Сколько нежных цветов оборвано для тебя в весенние дни,
Сколько истреблено букашек, чтоб окрасить твои ступни.
В этих сари и покрывалах, свой застенчивый пряча взгляд,
Сразу ты недоступней стала и таинственнее стократ.
По-иному в огне желаний засияли твои черты.
Существо ты - наполовину, полувоображение ты…
И вот по результатам этих божественно-поэтических прогулок с Пушкиным (извините – с Тагором) вырастает какая-то беззаботность, захватывающая тебя независимо от возраста и солидности:
И сейчас в оправдание своего домоседства из того же автора (Тагора)
Пройдя за много дней по множеству дорог,
По множеству округ со множеством тревог,
Я разглядел и горные вершины,
И океанские пучины,
Но я не разглядел близ хижины моей
Того, что стоит гор или морей:
Росинки малой на цветке,
Сверкающей невдалеке.