День рождения. Леонид Шварцман

топ 100 блогов cand_orel30.08.2024
День рождения. Леонид Шварцман

Леонид Аронович Шварцман (настоящее имя — Израиль; 30 августа 1920, Минск, ССРБ — 2 июля 2022, Москва, Россия) — советский и российский режиссёр-мультипликатор и художник мультипликационного кино; народный художник Российской Федерации (2002), лауреат Премии Президента Российской Федерации (2017). Почётный директор Московского музея анимации (2006).
Работал преимущественно с режиссёрами Львом Атамановым, Романом Качановым, Иваном Уфимцевым, Иваном Аксенчуком.


В штат студии "Союзмультфильм" Шварцман попал еще студентом благодаря удачной курсовой работе "Буратино". В 1948 году педагог и художник-мультипликатор Анатолий Сазонов, взял его ассистентом на картину "Федя Зайцев". На студии Леонид Аронович проработал до 2002 года, но и после ухода на пенсию много времени отдавал любимому ремеслу – иллюстрировал книги, участвовал в выставках, был почетным директором Музея анимационного кино. Художник придумал множество образов в знаменитых мультипликационных фильмах. Предлагаем вспомнить, как создавались некоторые из них.

Аленький цветочек (1952)

В начале 1950-х годов советские мультипликаторы часто использовали технологию, прозванную "эклером". По сути фильм создавался дважды: сначала снимались артисты, которые вживую разыгрывали сюжет, а затем художники рисовали с них героев и тоже переносили на пленку. "Когда мы расшифровывали пленку с игрой актеров, то покадрово проецировали ее на маленький экранчик. Нужно было найти такое приспособление, чтобы с одной стороны... закрепить эпидиаскоп, а с другой – экран.

Для этого прекрасно подошел... токарный станок французской фирмы Eclair. Отсюда всю технологию стали так называть", – рассказывал Леонид Аронович. Объяснялся такой титанический труд просто – было мало опыта, чтобы сделать движения мультяшных героев естественными. "Эклер" позволял художникам-мультипликаторам "набить руку", фиксируя движения реальных людей.

Для создания образа Чудища из "Аленького цветочка" был приглашен актер Михаил Астангов, известный ролью Негоро в фильме "Пятнадцатилетний капитан". Его обвязали подушками и нарядили в халат. В таком виде он бродил по съемочному павильону. А на роль расколдованного принца позвали 24-летнего Алексея Баталова, только что отслужившего в армии.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Аленький цветочек", 1952 г., режиссер Лев Атаманов, сценарист Георгий Гребнер, художники Леонид Шварцман, Александр Винокуров, композитор Николай Будашкин

Золотая антилопа (1954)

Леонид Аронович считал, что огромный вклад в создание мультфильма "Золотая антилопа" внес театральный актер и режиссер Рубен Симонов. Именно с него нарисован жадный и коварный Раджа. "Он надел тюрбан, подпоясался и так вжился в образ, что и походка, и мимика, и мельчайшие жесты – все было разыграно гениально", – рассказывал мастер. Талантливая актерская работа помогла аниматорам создать яркий рисованный образ.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Золотая антилопа", 1954 г., режиссер Лев Атаманов, сценарист Николай Абрамов, художники Александр Винокуров, Леонид Шварцман, композитор Владимир Юровский

Снежная королева (1957)

Работа над сказкой "Снежная королева" шла более двух лет. Много времени занял сбор материала. Художники Леонид Шварцман и Александр Винокуров ездили в Тарту и Ригу – изучали городские пейзажи, делали зарисовки. Использовали также архивы библиотеки имени Ленина.

"Мы достаточно свободно распределяли свои роли и свои обязанности, кто в какой области сильнее как художник", – говорил Леонид Аронович. В итоге Винокуров нарисовал королевский замок, дворец Снежной королевы, пейзажи и образы разбойников. Шварцман создал основные персонажи, включая Снежную Королеву. Художник называл ее "поэтическим символом картины".

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Снежная королева", 1957 г., режиссер Лев Атаманов, сценаристы Лев Атаманов, Николай Эрдман, художники Леонид Шварцман, Александр Винокуров, композитор Артемий Айвазян

Дядя Степа – милиционер (1964)

Рисованный мультипликационный фильм "Дядя Степа – милиционер" – один из первых проектов, где Шварцман выступил единственным художником-постановщиком. Фильм был снят режиссером Иваном Аксенчуком по стихотворению Сергея Михалкова. Кстати, в дальнейшем поэт стал одним из первых, кто отдал Леониду Ароновичу пальму первенства в создании образа Чебурашки.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Дядя Степа – милиционер", 1964 г., режиссер Иван Аксенчук, сценарист Сергей Михалков, художник Леонид Шварцман, композитор Александр Локшин

Варежка (1967)

Трогательная история девочки, мечтающей о собаке, заслужила огромную любовь зрителей и признание профессионалов. Серебряная медаль Международного кинофестиваля в Москве, первая премия Международного фестиваля мультипликационного кино в Аннеси (Франция), приз города Хихона "За высокое художественное качество мультипликации" на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Хихоне (Испания) – это только несколько престижных наград из тех, что получила картина.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Варежка", 1967 г., режиссер Роман Качанов, сценарист Жанна, Витензон, художник Леонид Шварцман, композитор Вадим Гамалия

Крокодил Гена (1970)

"Чебурашка, можно сказать, рождался в муках: всех персонажей уже нарисовали, а он не получался. Весь подготовительный период (полгода) ушел в основном на него", – вспоминал художник. Причина была в том, в книге Эдуарда Успенского нет точного описания неведомого существа. В предисловии упоминается о том, что он неуклюжий, плюшевый, с круглой головой, желтыми большими глазами и коротким хвостом. О больших ушах в книге не говорилось.

Шварцман разрабатывал Чебурашку вместе с режиссером Романом Качановым. В итоге получился всем известный герой. Правда, поначалу у него был хвост и ножки. Но по просьбе мультипликаторов хвостик "отпал", а от ножек остались только большие ступни.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Крокодил Гена", 1970 г., режиссер Роман Качанов. сценаристы Эдуард Успенский, Роман Качанов, художник Леонид Шварцман, композитор Михаил Зив

Аврора (1973)

Мультфильм "Аврора" – проект, для которого Шварцман создал самую большую декорацию за все время своей работы на студии. Для постройки модели крейсера ему пришлось досконально изучить настоящую "Аврору". "Картинки к тому фильму мне до сих пор нравятся – такие стилизации под гравюру, хотя все это просто черная бумага плюс белила.

И странным образом... мультфильм получился необыкновенно грустный – может, благодаря песне Шаинского…", – вспоминал художник-постановщик.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Аврора", 1973 г., режиссер Роман Качанов, сценаристы Роман Качанов, Аркадий Тюрин, художник Леонид Шварцман, композитор Владимир Шаинский

38 попугаев (1976)

Камнем преткновения в создании фильма "38 попугаев" стал Удав. Леонид Шварцман признавался, что не любил и даже боялся змей. Но здесь ему пришлось отправиться в зоопарк и долго наблюдать за рептилиями. "Удав мне был непонятен – как его очеловечить?" – вспоминал он.

Дело пошло, когда художник придумал персонажу удивленные бровки. Кстати, Василий Ливанов тоже долго мучился с озвучиванием своего героя, пока режиссер Иван Уфимцев не махнул рукой, велев актеру говорить своим, достаточно "удавским" голосом.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма "38 попугаев", 1976 г., режиссер Иван Уфимцев, сценарист Григорий Остер, художники Леонид Шварцман, Юрий Норштейн, композитор Владимир Шаинский

Котенок по имени Гав (1976)

"Котенок по имени Гав" – цикл мультипликационных фильмов, которые начал снимать режиссер Лев Атаманов. Он был давним соратником и наставником Шварцмана. "Лев Константинович... давно предлагал мне заняться режиссурой, но мне по-прежнему интересно было работать художником", – рассказывал Леонид Аронович.

В 1981 году Атаманова не стало. Успешный фильм нельзя было бросить на полпути, и Шварцман включился в работу режиссера-мультипликатора. 5 выпуск 1982 года он снял полностью. Однако считал, что ему не удалось точно воспроизвести атмосферу первых фильмов.

Кадр из кинофильма
Кадр из кинофильма "Котенок по имени Гав", 1976 г., режиссеры Лев Атаманов, Майя Мирошкина, Леонид Шварцман, сценарист Григорий Остер, художник Леонид Шварцман, композитор Михаил Меерович

Обезьянки. Гирлянда из малышей (1983)

Серия "Обезьянки" началась с рассказа Григория Остера "Гирлянда из малышей". Поэт и художник вместе придумали образ воспитательницы, "выгуливающей" своих подопечных в зоопарке с помощью веревочки. Причем, некоторые манеры и движения они позаимствовали у Софи Лорен.

Однако больший интерес в готовом мультфильме вызвали обезьянки. Они оказались такими забавными, что стали главными героями последующих картин, для которых сценарии были написаны специально.

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Обезьянки. Гирлянда из малышей", 1983 г., режиссеры Майя Мирошкина, Леонид Шварцман, сценарист Григорий Остер, художник Леонид Шварцман, композиторы Александр Кутиков, Александр Зайцев, Андрей Макаревич

Друзья, конечно, это не все, что создал мастер. Леонид Аронович ушел из жизни 2 июля 2022 года, но остались его замечательные мультфильмы, обожаемые многими поколениями зрителей.

Леонид Шварцман
Леонид Шварцман

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не экономист, но: если вы решите продавать свой потасканный форд фокус - какую вы за него выставите цену? Я полагаю - максимальную цену возможной продажи . То есть исходить будете из спроса, и цену определят настроения и возможности покупателей, а вы эту цену только зафиксируете. Едва ...
Некогда знаковое место не только Москвы, но всего бывшего СССР - гастроном "Елисеевский" с 120-летний историей, основанный купцом Петром Елисеевым, - вскоре прекратит свое существование. ... И ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЕ СОБСТВЕННИКИ С МАНАГЕРАМИ ПРОСРАЛИ... А в армии, конечно, одни ...
...
Здравствуйте! Проблема в теме поста, но я еще не нашла в себе силы принять это и от этого грустно. Сейчас мне 29 лет, так получилось, что детство у меня было не самое радостное - отец алкаш, в школе одноклассницы издевались из-за моего недостаточно модного вида, с мамой тоже были не ...
«Жанна д`Арк» рок-ордена Тампль неожиданностью для меня не была, текст ее я знала практически наизусть. Тем не менее, мне было интересно посмотреть ее новую сценическую редакцию. И знаете что? Я теперь очень понимаю опероманов, которые могут на один и тот же спектакль ходить несколько ...