День Победы как сверхценность патриотов, или гиперкомпенсация для России...
gala_gala15 — 08.05.2016 Либералы всех мастей любят обвинять патриотически настроенных сограждан-ватников в том, что 9 Мая, ставший для нас главным национальным праздником, является сверхценностью, то есть - догматической ценностью, подавляющей все остальные, образующей некую пирамидальную конструкцию. Это вполне объяснимо - дискредитация Победы является одной из важнейших задач инфовойны Запада против России, что видно по направлению ударов и оппо- и западных и небратских инфовойск...Но, если отвлечься от методов и целей вражеской пропаганды, о технологиях, используемых которой, мы говорим постоянно (в частности тут, подробно о десакрализации Победы) и попытаться ответить на этот вопрос себе самим? Почему Победа и в самом деле является для нас главным праздником, воистину национальным и общенародным?
Такая попытка предпринята в материале ниже, пространном, но интересном, хотя и несколько спорном, на мой взгляд -
Все знают, что сейчас главным морально-политическим событием года является 9 мая. Оно де-факто получило статус «государственно-общественной Пасхи».
Как известно, после войны не было ничего отдаленно похожего. Сталин в 1947 вообще отменил празднование Дня Победы (просто проводили торжественные собрания и в газетах печатали статьи), восстановили это только в 1965 г.
Ну, тут все логично – Сталин и Хрущев боялись популярности лично Жукова и других маршалов. Никаких декабристов в помине не было, то тень их «омрачала чело» Генсеков.
Только когда старые маршалы уже не могли представлять совершенно никакой опасности, Брежнев (как известно, воевавший с первого до последнего дня войны) восстановил и выходной день и парады и начал понемногу «капитализировать» Этот День. Одновременно он его потихоньку и «приватизировал» — генерал-майор 1945 года стал маршалом 1976 г. (когда еще были живы настоящие, но покорные маршалы Баграмян, Москаленко, Чуйков…). Тем не менее традиция оставалась нерушимой – Главпраздником СССР оставалось 7 ноября.
По мере окончательного дряхления СССР-КПСС 7 ноября вызывал все больше насмешек и фиг в кармане – и ему противопоставляли Настоящий праздник, Народный праздник 9 мая. Потом, когда советская власть рухнула – быстро стало не до праздников. В 1990-е были другие заботы – у кого выжить, у кого воспользоваться редким шансом…
И только в 2000-е когда народ отъелся и начал «подниматься с колен» — вот тут Праздник стал подниматься еще быстрее, уже как главный (единственный) Государственный праздник. Не столько память о Войне (хотя и это, конечно тоже есть), сколько напоминание себе и другим, о мощи, гордыне, величии державы. Понятно, что в самые последние годы Праздник стал еще праздничней.
Во-первых, пир потребительства сперва слегка, а потом все сильнее стал хромать. В ответ стал все выше подниматься Дух Гордыни. Во-вторых, логичным апофеозом этой Державности стал «Крым наш» — реально-парадная демонстрация той самой мощи и гордыни, что органически слилось с праздником Победы.
Вместе с тем, люди, конечно, не могут не понимать несопоставимость «той и этой» Победы… Отсюда и немудрящий слоган «Спасибо деду за Победу». В этих простых словах, закодирован немалый смысл. И дедов, которые бы реально воевали почти нет. Как раз к тому времени, когда дошла очередь их массово благодарить, благодарить-то на этом свете стало почти и некого.
Сама эта наклейка на заднем стекле обычно немецкой или японской машины – невольно выглядит как ирония. И если на той же БМВ напишут еще и «трофей из Берлина» — неловкое чувство только усилится …
Наконец – и это, понятно, главное – символично заднее стекло. Прошлое – это конечно хорошо. Только когда есть планы на Будущее – тогда прошлое имеет один смысл. Когда этих планов нет – Прошлое поневоле приобретает совсем другой смысл. В отсутствие конкуренции оно расширяется и заполняет «весь объем» общественного сознания. И едва ли будущие внуки сегодняшних 30-40-летних поблагодарят своих дедов за это их «заднее стекло».
В связи с этим занятно вспомнить XIX век.
В конце века русским людям тоже было за что благодарить дедов.
Победа над Наполеоном («в бездну повалили/ Мы тяготеющий над царствами кумир /И нашей кровью искупили /Европы вольность честь и мир»), может и не имела такого значения как над 3 Рейхом (все-таки речь не шла о буквальном спасении всей европейски-христианской Цивилизации от уничтожения), но, конечно, была Главным событием XIX века.
Не случайно и главный русский роман – об этом (кстати, написана «Война и мир», как известно через 50 с лишним лет после войны) и Главный Храм РПЦ – в честь этого же события. Кстати, Храм Христа Спасителя освятили через 72 года после Отечественной войны – в 1883 г.
Да, не был выбран какой-то День Победы (хотя найти можно было – допустим, день «обратной переправы» Наполеона через Березину или день вступления русских войск в Париж-1814 и т.д.). Но, конечно же, про Войну 1812 г. все прекрасно помнили.
Просто жизнь была наполнена другими событиями.
Если сравнить два витка Русской Исторической спирали – XIX и ХХ век – то легко увидеть сходство и различие. После Победы в обоих случаях было ужесточение режима Самодержавия и постепенное впадение в дряхлость и маразм.
Затем – где-то лет через 40 с лишним после Победы – на фоне проигранной конкуренции с Западом, начинается радикальная Перестройка. Отмена крепостного права, быстрое развитие капитализма и открытого общества. А после – маятник опять едет немного назад, начинаются контрреформы Александра III и «стабилизация» 2000-х. Но при этом радикального отхода от реформ в обоих случаях не происходит. Не может быть и речи о реставрации крепостного права – или о восстановлении СССР-КПСС, госсобственности, закрытии страны и т.д.
Да и сама стабилизация («сосредоточение России») происходит в 1880-90 и в 2000-2010-х во многом по схожим лекалам – «государственного патриотизма». Александр был этаким «славянофилом на троне», Путин называл себя «русским националистом в хорошем смысле».
Но почему же Александр III (который, понятно, был на освящении ХХС в 1883 г. в Москве) не стал создавать Культ Победы ? Тем более для него «Спасибо деду за Победу» имело бы вполне точный смысл – брат деда, Александр Благословенный, как известно, эту самую Победу и одержал. Что – просто фантазии не хватило, Победоносцев не подсказал? Вполне возможно. Но были и более фундаментальные причины.
Россия была страной действительно глубоко православной – и праздники все были церковные. «Дополнительный» праздник, не связанный прямо с РПЦ казался бы… странным, наверное. А главное – хотя политически Александр «подморозил Россию», но экономически и социально она быстро двигалась вперед. С каждым километром железнодорожных путей. С каждой новой мануфактурой и заводом. С каждой новой клиникой и гимназией.
Страна молодого крестьянского населения быстро вступала в эпоху индустрилизации, урбанизации, модернизации. Нравилось это кому-то (например, Самодержцу) или нет – но это шло с неудержимой силой. Вот уж когда можно было по-хрущевски сказать «Цели ясны, задачи определены, за работу, дорогие товарищи !» и «нынешнее поколение русских людей будет жить в индустриальной Державе!»
Россия – как и вся Европа – была устремлена в будущее. И великие победы прошлого – там, в прошлом и оставались.
Сейчас никто – ни сторонники власти, ни «оппозиция», ни эксперты, ни бизнесмены, ни стареющее население, ни его ТВ-поводыри – ничего похожего не ощущает и сказать не смеет. «Грядущие годы таятся во мгле» и нет Фонаря Проекта, который бы хоть отчасти осветил Путь … Видимо, эта проблема – общая для Европы, но в России, как нам положено от века, она ощущается много острее.
Вот поэтому глаза и повернуты на заднее стекло машины, которая
медленно движется… по кругу ? И на этом стекле успокоительное
напоминание про прошлую Великую Победу.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Текст достаточно резкий и
довольно амбивалентный, как я уже сказала, так неоднозначен и сам его автор,
трактовать его можно по-разному. Но, в общем и целом, историю
празднования Дня Победы в России в контексте исторической ситуации
он излагает близко к истине, как мне кажется... Вот выводы,
которые делаются им, не столь очевидны, как он пытается
представить, не так ли?
Считаете ли вы, что то, что происходит сейчас в России с отношением
к Победе как сверхценности - это просто коллективная ностальгия по
временам былого величия?
Или, иначе выражаясь, имеет место некая гиперкомпенсация из-за
недостаточной весомости реальных достижений последних десятилетий?
Да еще на фоне отсутствия четко
сформулированных национальной идеи, целеполагания, пути и
направления движения страны? Да-да, того самого - «Цели ясны,
задачи определены, за работу, дорогие товарищи!»
Кстати, в этнопсихологии известен этот феномен у немцев и
японцев - после поражения во Второй Мировой, сработал именно
защитный механизм психологической компенсации, когда они, чувствуя
неполноценность в качестве проигравших войну наций, с усиленным
энитузиазмом и невероятным творческим подъемом бросили все свои
ресурсы на восстановление экономики.
Чем такой способ обернулся для нынешних Германии и
Японии - мы все знаем. А что с Россией?
Нынешний патриотический подъем и отношение к Дню Победы, как
одно из его проявлений - тоже своеобразная
гиперкомпенсаця психологических последствий поражения в
холодной войне и последующей фактически
ментальной/социокультурной/политической/экономической оккупации
России коллективным Западом...
Будет ли она иметь зримое, практическое воплощение?
|
</> |