Семь раз отмерь, один отрежь - перекраивание карты России, или объединенный кулак на случай кризиса.
gala_gala15 — 29.04.2016 Идея о перекройке территории, прозвучавшая не так давно из уст высокопоставленных представителей власти, имеет давнюю историю...Так, два года назад с ней выступил небезызвестный е-мобильщик/куршевельщик, один из самых эпатажных росолигархов, давеча слегка потрепанный по щеке ФСБ. Вот вкратце, какова она была в его изложении и оценках экспертов в мае 2014 г. -
Михаил Прохоров выступил с идеей укрупнения и перекраивания
регионов и федеральных округов на основе экономической
целесообразности. В статье «НЭП 2.0: об обороне и наступлении»,
написанной для «Коммерсанта», говорится о том, что подобная реформа
в России «давно назрела», но этот процесс «долог и сложен»,
признает политик.
«Существующий институт полпредства уже давно выполнил свою
политическую задачу, и я предлагаю направить его на обслуживание
экономической мобилизации — в первую очередь для обеспечения
кооперации между территориями, что позволит придать новый смысл его
существованию», - рассуждает Прохоров и добавляет, что «федеральные
округа вовсе необязательно должны совпадать с границами субъектов
Федерации».
Мнение
экспертов об инициативе Прохорова и о том, стоит ли в ближайшем
будущем ждать от федеральной власти реализации идеи укрупнения
регионов и округов, узнал «Клуб Регионов».
Укрупнение навстречу новым конфликтам
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации: «С одной стороны, проекты укрупнения регионов и создания новых федеральных округов во властных регионах двигаются и рассматриваются постоянно. Я думаю, Михаил Прохоров решил просто следовать конъюнктуре момента. Более того, идея Прохорова ненова, с ней регулярно до этого выступал Владимир Жириновский.
С другой стороны, при создании федеральных округов и укрупнении регионов надо быть крайне осторожным, и на федеральном уровне об этом знают. Увлекаться укрупнением не стоит, потому что оно всегда ведет к созданию новых конфликтных линий между региональными элитами. Сейчас на фоне напряженной социально-экономической обстановки делать это не представляется целесообразным».
Все, что можно, уже объединили
Павел Салин, директор центра политологических исследований при Финансовом университете при правительстве РФ: «Если говорить об укрупнении регионов, я, честно говоря, в этом сильно сомневаюсь. В середине нулевых у нас уже была подобная кампания, и все регионы, где процесс укрупнения не столкнулся с сопротивлением местной элиты, были укрупнены. Например, была логичная идея объединить Адыгею сКраснодарским краем, но это встретило жесткое сопротивление у местных элит, и власть, несмотря на рейтинг Путина и прочность своих позиций, от этого отказалась.
Что касается федеральных округов, здесь вопрос сложнее. Но я, честно говоря, не вижу проблем в связи с тем, что разделение на два округа как-то мешает взаимодействию регионов. Федеральные округа все-таки не настолько крепкое институциональное образование, как регион или республика, где существует жесткая вертикаль и границы между регионами могут быть и экономическими, в зависимости от позиции губернаторов. С округами немного по-другому: фигура полпреда, по сравнению с нулевыми, там не столь влиятельна, поэтому смысла в этом я не вижу».
Укрупнять до размеров России
Леонид Бляхер, председатель Хабаровского филиала Всероссийского политологического общества: «Надо для начала ответить на вопрос: а зачем вообще нужно подобное объединение? Любое объединение ставит себе целью упрощать коммуникации. А Дальний Восток, на минуточку, это 4,5 тыс. км с севера на юг и 3,5 тыс. км с востока на запад. Куда его еще больше укрупнять, честно говоря, я не очень представляю. На самом деле уже сегодня на Дальнем Востоке речь идет о пяти-шести качественно различающихся хозяйственных системах, которые пытаются вогнать в одну программу, а они не хотят. Что будет, если его еще укрупнить? Ну, давайте создадим федеральный округ Российская Федерация. В этих деяниях я не вижу смысла».
Укрупнению нужен кризис
Юрий Москвич, профессор кафедры политологии и права Красноярского государственного педагогического университета: «С моей точки зрения, рано или поздно эта идея будет реализована, но мне кажется, нет предпосылок для того, чтобы она была принята большинством населения. В России еще не наступил кризис такой силы, который бы заставил оптимизировать расходы на управление. Также не наступила еще пора серьезно взяться за решение проблем регионов-доноров и регионов, где политическая власть сформирована ключевыми предприятиями типа «Норильского никеля» или «РусАла».
С моей точки зрения, главная и актуальная сейчас проблема – проблема формирования целей и задач новой экономической политики и формирование нового видения России через 10, 20, 30 лет. Мне кажется, что именно здесь будут найдены, как естественные, следующие из этой логики решения по укрупнению и оптимизации территорий».
Уравнивание без этносов
Арушан Вартумян, доктор политических наук, профессор кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственного лингвистического университета: «На мой взгляд, дальнейшее политическое развитие страны будет зависеть от успешно проведенной административно-территориальной реформы. Суть в том, что наши субъекты представлены явно непропорционально и по территории, и по численности населения, и по экономической мощи. Это первое.
Второе: мы до сих пор остались заложниками того, что наименования многих субъектов являются производными от этнического названия. Возьмите Татарстан, Башкортостан, Адыгею. Что делать с русскими, которые там проживают? Они автоматически становятся вторым этносом и не уравниваются в правах. То есть второй вопрос касается правильного соотношения территорий.
Третий вопрос – это политическая целесообразность. Дальнейшие наши реформы будут связаны с тем, что, когда будет достигнуто правильное, целесообразное с экономической, политической, этнической точки зрения соотношение регионов, это станет одним из компонентов национального согласия и национальной безопасности. Но страна пока еще не готова к тому, чтобы решать такие сложные вопросы с финансовой, политической точки зрения, потому что мы наткнемся на сопротивление этноэлит».
Однако сегодня в двухгодичной давности олигархическую инициативу в СФ вдохнули новую жизнь, начав затем потихоньку муссировать тему в прессе, вот, н-р, последнее ее воплощение и обсуждение
Спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко предложила объединить некоторые российские регионы. По ее мнению, это позволит территориям быстрее и лучше развивать свою экономику. Что в действительности стоит за концепцией интеграции? В этом разбиралась «Лента.ру».«Я сторонник перекройки карты регионального плана. Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования», — заявила Матвиенко в интервью телеканалу НТВ. И добавила, что сейчас в РФ есть нежизнеспособные субъекты, причем «в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы». «Не должен человек страдать из-за того, что он живет в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом, богатом», — подчеркнула Матвиенко. Правда, не уточнила, какие именно субъекты Федерации нежизнеспособны. Но широкая дискуссия о перекраивании карты России уже была запущена.
Объединенный кулак на случай кризиса
Тему развил член Совфеда Сергей Калашников.
Сенатор рассказал, что речь идет об интеграции областей
Центрального федерального округа (ЦФО) с целью «создания мощного
экономического кулака на определенной территории». По мнению
Калашникова, такой «кулак» особенно пригодится в условиях кризиса:
«Там (в ЦФО) расположены области, с одной стороны, с однотипной
схемой хозяйствования, с другой — они дополняют друг друга
распределением производительных сил». Но пока, подчеркнул сенатор,
субъекты находятся «в разных юрисдикциях», что не способствует
концентрации экономических усилий.
Поэтому, как полагает Калашников, вполне возможно объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей, а также слияние Липецкой, Воронежской и Рязанской областей. Кроме того, сенатор считает рациональным объединить несколько национальных республик Поволжья, в частности Чувашию, Мордовию и Марий-Эл, в некий административный субъект, «не имеющий национальной окраски». То же самое он рекомендует для дальневосточных регионов.
После того, как член Совфеда обозначил такой размах, Валентина Матвиенко уточнила свою позицию, напомнив, что по действующему законодательству для подобных изменений необходимы референдум и согласие жителей этих территорий. Спикер порадовалась, что ее предложение вызвало широкую дискуссию. Но добавила, что «ничего нового не сказала», а лишь затронула тему, «которая витает в воздухе и неоднократно в разных форматах обсуждалась».(читать дальше)
В комментах к последнему материалу прозвучали самые разные мнения, но вопрос частенько упирался в обсуждение необходимости построения унитарного государства и правомерности деления территории России по национально-территориальному принципу -
Ну вообще, давно пора. Нарезка страны по нац признаку уже сыграла злую шутку с СССР.
Так эту нарезку не отменяют. ее консолилируют. вон, всех финно-угров в одну республику / регион засунут
Емраз Худайберды> Valdemar Troy5 часов назад
"Нарезка страны по нац признаку"? Ты чота путаешь. Нарезали по принципу упрощения администрирования. Крым передали стране 404, условный Северный Казахстан, где казахов не было никогда - Казахстану. И таких примеров много. В Вильнюсе не было литовцев... А вот как раз нарезка по нацпризнаку - самая стабильная и проверенная временем. Ну, а то, что хотят сделать дорогие члены совфеда - это полный аналог хрущёвских Совнархозов. Так и вопрос возникает: мы что, опять возвращаемся к плановой экономике?
Нужен всеобщий реферндум: либо в составе единого равноправного государства, но без нац колорита, либо до свидания.
Сама идея кажется, на первый взгляд, достаточно революционной и не очень своевременной многим экспертам, однако, сложно себе представить, чтобы она была озвучена на таком уровне, не будучи предварительно тщательно выношенной, обдуманной, отшлифованной и согласованной - вплоть до, не так ли?
Смущает ли происхождение идеи укрупнения от скандального олигарха, ныне забытое благополучно - пожалуй, да, что ни разу не странно ведь?
Обоснованны ли опасения экспертов, выраженные еще по поводу олигархической идеи, пару лет назад - вопрос риторический?
А вы что думаете об этом, граждане, зачем столь основательно перекраивать карту РФ именно сейчас и, если все же возьмутся перекраивать, то по какому принципу?
Да и - на референдум-то кто из народа явится, как вы полагаете?
|
</> |