рейтинг блогов

День 7. "Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей" (с)

топ 100 блогов periskop11.10.2016 Красноярские впечатления у меня не ограничились только центром, Караульной горой или набережной. За пару дней мы выдвигались вдоль дивногорской линии к Красноярской ГЭС, с осмотром города Дивногорска; потом посмотрели виды на город с сопок Правого берега, проехав туда по тряской дороге через внутригородские (!) дачи; а заключительным утром (перед отъездом дальше на восток) я проехал сквозь весь правобережный сталинский Красноярск на грохочущем трамвае и отведал тоталитарных пельменей в культовом заведении неподалёку от ракетного завода.
Обо всём этом и кое-что сверх - в данной серии.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)
Дивногорск. Самосвал-памятник с постройки Красноярской ГЭС


2. После похода на ЭВРЗ я посетил редакцию "Красноярского железнодорожника", а потом и музей Красноярской ж.д. В принципе, там достаточно компактно расположены объекты РЖД, так что всё можно было обойти пешим способом. На фото, кстати - старый мост через Енисей, тот самый, который в 1900 г. получил Гран-при на Парижской выставке и прослужил после этого 100 лет. Жаль только, что пролёта не сохранили, после демонтажа.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

3. Собственно музей я описывать не буду - приходите, смотрите. Всё бесплатно, а находится он в центре (Робеспьера, 26). Недостаток один - работает только в рабочее время. Познавательная составляющая там немаленькая, в том числе и для детей; исторических пластов тоже много. Есть и очень любопытные экспонаты. Вот, например, макет высокоскоростной магистрали Красноярск - Новосибирск. Слышали вы о ней? Нет? А она есть! :)
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

4. Слева направо - директор музея Карпухин Константин, автор журнала, журналист "КЖ" Артём Яковлев, который затем показывал мне разные любопытные железнодорожности и вообще интересные точки города. С директором мы обсудили несколько разных исторических вопросов, обратил внимание я и на ошибку на одном из стендов - про литерный поезд Сталина на Потсдамскую конференцию: вёл его туда не паровоз СО (вернее, вел, но только на начальном этапе до Вязьмы), а ленд-лизовский тепловоз Д-а. Был у меня к нему и вопрос - куда делись многочисленные ИС-ы, которые в начале войны эвакуировали из западных районов СССР на восточные дороги (Омскую, Томскую, Красноярскую), есть ли фото? Константин развёл руками - таких фото у него нет, фотофиксация ж/д сталинской эры была вообще мизерной, из-за жёсткого режима военного времени.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

5. Затем поехали на юг, вдоль дивногорской ветки, очень живописной. Там и трасса красивая, и сама линия на Дивногорск. Вообще, я изначально хотел проехать по этой ветке на электричке, но из-за крайне неудобного расписания сделать это не получилось. Элку на 9-05 утра отменили с середины сентября, и осталось на линии только два рейса - в 5 утра и почти в 7 вечера. Оба неудобны и нефотогеничное время. Раньше там, говорят, сообщение было намного плотнее - до 2003 года был 6-7 пар в день.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

6. Поэтому охватили этот район на машине с остановками. Вот классический вид на Енисей, в сторону ГЭС. Дивногорская линия видна по левой стороне (правый берег). Вдали - деревня Овсянка, известная тем, что там жил писатель Астафьев.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

7. Конечно, парапеты смотровой изгажены замочками - нонче без этого варварского обычая никак.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

8. А на верхней площадке красуется как символ жестяная белуга (по мотивам "Царь-Рыбы" Астафьева).
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

9. Едем дальше на юг. Места там очень красивые. Интересно, насколько холодно тут зимой?
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

10. Остановка у моста через приток Енисея - реки Маны, которая ограничивает с юга район Красноярских Столбов. Река известна ещё и тем, что тут снимался фильм "Хозяин тайги" с Владимиром Высоцким. Отметился тут и Михалков с "Сибирским цирюльником".
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

11. Местность здесь действительно картинная, а вверх по течению - популярные места отдыха. Вдали виднеется Енисей, тут уже впадение Маны в него.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

12. Сам мост неохраняемый, можно свободно пройти. Линия малодеятельная.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

13. Следующая остановка - Дивногорск, город красноярских энергетиков. Он интересен тем, что спускается к Енисею уступами и построен в красивейшем месте, в единении с природой.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

14. Конечная дивногорской линии. Построена она относительно недавно - в 1962-м, при строительстве Красноярской ГЭС. А вокзал - и того позже, в 1970-м. Как видите, он отражает реалии своего стеклобетонного века, эры увлечения легкими формами и всякими кафе-стекляшками. Один путь сейчас совсем демонтирован, а конташка осталась только на двух путях справа. Артём мне рассказал печальную историю попытки организации тут музея ж/д техники (на путях ближе к Енисею). Уже было завезли сюда натурные экспонаты, и начали показ для посетителей - летом 2009-го. Однако музей просуществовал всего 2 месяца, а в сентябре был разгромлен вандалами, вагоны подожжены. После этого повреждённые экспонаты отогнали для восстановления обратно в Красноярск, и на следующий год музей уже не возобновили...
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

15. Стеклянный вокзал Дивногорска. Внутри там тоже любопытно, но проникнуть не удалось - он был напрочь закрыт. Открывается, как я понял, только ненадолго, когда идёт обслуживание пассажиров электричек.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

16. Спускаемся уступами ниже. На парадной площади стоит БТР и вот эта палатка первостроителей, стилизованно-бетонная.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

17. А виды тут реально крышесносные! Небольшой город стоит прямо на берегу совсем узкого тут Енисея, и с противоположной стороны нависают скальные сопки.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

18. Спускаемся к Енисею.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

19. Вон вдали причал, куда в советские времена причаливали регулярные "Метеоры" из Красноярска.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

20. Взгляд назад, на центральную площадь Дивногорска. Действительно, город в единении с природой!
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

21. Затем мы проехали ещё дальше, почти к самой плотине ГЭС. На подъезде к площадке - многочисленные запрещающие знаки, так что мы оставили машину и пошли вдоль берега пешком. Енисей тут совсем уж узенький, как Нева где-нибудь у "Крестов". На противоположной стороне виднеется уникальный судоподъемник, который поддерживается в исправном техническом состоянии, но сейчас не работает - нет спроса на услуги.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

22. Около полукилометра прошли ближе к плотине, но дальше искушать судьбу не стали - зона режима. Вот тут-то и "перекрыли Енисей", как пел в своей песенке Высоцкий. Красноярская ГЭС не похожа на Братскую, к ней нельзя подойти на видовые точки и по гребню плотины свободного проезда нет, а автомост чуть ниже по течению.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

23. На обратном пути заехали на мемориал автомобилистам-строителям ГЭС. Мемориал полузаброшен, многие буквы стёрты и обвалились - в принципе, ГЭС собственникам прибыль приносит, и это главное; а всякая пафосная мутота про трудовые подвиги первостроителей давно уже не в моде. Сик транзит глориа мунди...
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

24. Правда, камень перед самосвалом в порядке.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

25. Но остальные плиты с памятными надписями и возвышенными стихами - вот в таком состоянии. Их там несколько, я не остальные стал в пост ставить.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

26. Ладно, едем обратно.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

27. Перед Красноярском - станция Красноярские столбы дивногорской ветки. По факту, она уже в черте города.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

28. Любопытно, что на фронтоне фасада вокзала название продублировано буквально, а вот на платформе написали "Красноярские Колонки", да ещё и с ошибкой! :)
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

29. Затем Артём завёз нас на Красный Гребень, тряской дорогой через внутригородские дачные посёлки по склонам сопок (да-да, тут и такие есть!). Виды оказались действительно шикарные, несмотря на дымку, и когда я через пару часов оказался на Караульной горе - то она меня откровенно разочаровала, в сравнении. На фото, вдали, видна панорама Правобережья и ещё дальше немного видна даже лента Енисея.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

30. Вид отсюда на юг - в сторону Овсянки, Дивногорска. Внизу - многочисленные дачные посёлки, а за грядой сопок виден и Енисей.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

31. На край гребня я пройти так и не решился - боюсь высоты, а там вниз пропасть.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

32. И вид на Левый Берег.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

33. Хорошо были внизу видны и мосты - два транссибирских, и совсем новый автомобильный.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

Наконец, странствия по Правому Берегу.

34. Всё начинается тут, на Предмостной площади - достаточно только пересечь Енисей по Коммунальному мосту любым автобусом. И попадаешь в другой город! Верней, город-то формально тот же, но его застройка, дух, рельеф отличаются от левобережной части радикально. На фото виден трамвай №5 под номерком 231, которым я и проехал до конечной, и поснимал на видео. Кстати, трамваи ходят нечасто, что навевает мысли на не очень хорошее состояние этого вида транспорта.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

35. Внутри красноярского трамвая.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

36. Едем по длиннейшей улице с вычурным названием Проспект имени газеты "Красноярский Рабочий".
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

37. Трамвай едет и едет вглубь. Застройка здесь на протяжении многих километров примерно вот такая, малоэтажная, сталинского времени. Разве что меняется цвет домов - а стиль застройки остаётся неизменным.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

38. Наконец, трамвайная линия идёт вдоль рощи и через 40 минут пути достигает конечной.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

39. Затем по правобережным районам меня повёз на машине тов. День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с) cadmi.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

40. Проехали красноярский Китай...
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

41. ...И, какими-то затейливыми поворотами-заворотами, выбрались снова на проспект газетного Красноярского Рабочего. Едем вдоль ракетного "Красмаша". Завод в основном делает баллистические ракеты для подлодок, но также выпускает и разгонные блоки для гражданских "Протонов". Также, в раньшие времена, именно тут выпускались известнейшие холодильники советского времени "Бирюса". А совсем в недавнее время, Красмашу заказали сделать факела для сочинской Олипиады. Так вот, те факела, которые несли разные люди через всю страну - делали именно тут.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

42. Дальше - площадь с Ракетой (примерно как в Самаре, только со сквером), справа - Сибирский аэрокосмический университет.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

43. К Ракете мы таки прошли. В центре устроен уютный скверик.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

44. Сама Красноярская Ракета оказалась не макетом, а подлинным экземпляром, только по какой-то причине не использованным по назначению.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

45. Надписи под Ракетой.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

46. Затем пошли обедать: День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с) cadmi пообещал провести в какую-то культовую пельменную, куда, по его словам, "ездят специально даже с Левого берега". Она тут недалеко, буквально 3-4 минуты пешком от Ракеты.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

47. Пельменная действительно оказалась хорошей, да ещё и исполненной в ретро-стиле с тюменскими весами. Пельмени делаются тут же и отвариваются нон-стоп, а буфетчица взвешивает порцию на весах. Затем тебе выдают тарелку :)
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

48. Цены на память.
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

49. М-м-м, хорошо! И компот из сухофруктов в комплекте. Теперь можно ехать дальше на восток, сытым и добрым!
День 7. Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей (с)

Дальше у нас - поезд на Иркутск, а также ледокол "Ангара".

PPS. Оперативная трансляция передвижения по Транссибу ведется в ФБ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну'с зафиксируем цены на сегодняшнее число. Курс доллара 64 руб. P.S Филе курвицы стоило 190 руб, сейчас 280 руб (( ...
Новость дня: родная кровинушка главного идеолога нынешнего режима Александра Солженицына - Степан Солженицын стал генеральным директором "Сибирской генерирующей компании" (СГК). Там он будет " будет решать задачи модернизации энергетических предприятий, развития инфраструктуры ...
Прошедшее дерби, безусловно, стало одним из самых эмоциональных матчей года. В первую очередь, это была борьба тренеров, как ни в каком другом матче. И будем откровенны – Слуцкий и Эмери сегодня находятся в разных весовых категориях. Откровенно ...
люди, а какая самая первая ассоциация у вас возникает на слово "счастье"? Какие картинки, звуки. ощущения, вкусы всплывают? Пы СЫ мне не интересны красивые фразы, интересны именно личные картинки, ассоциации, моменты ...
Чечня это Россия или отдельное государство? У их жителей российский паспорт или чеченский? Это не тот подросток, про которого недавно писали, что он избил беззащитного арестованного в тюрьме? Россия стремительно меняется со стареющим Президентом, пока я живу на Кипре, за всеми ...