День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

топ 100 блогов periskop05.10.2016 Пребывание в Красноярске получилось интересным и многоплановым, и в один пост это не вместить. Начну, пожалуй, по хронологии - с первого утреннего похода. А случился он на бывшие Красноярские Главные железнодорожные мастерские (ныне - электровагоноремонтный завод). Несмотря на скучноватое современное название, место это знаковое для истории Транссиба. Главные мастерские были после их образования средоточием сибирского пролетариата и, соответственно, инкубатором различных восстаний. Здесь возник первый Совет рабочих депутатов, который некоторое время осени 1905-го даже управлял движением на среднем участке Сибирской ж.д. В конце 1905 года восставшие образовали т.н. "Красноярскую республику" и удерживали территорию завода около недели. Здесь же приобрёл известность известный революционер Моисей Урицкий, впоследствии председатель Петроградской ЧК, убитый в августе 1918-го, и кинодеятель времён раннего СССР Шумяцкий - тот самый, что показывал Сталину "Волгу-Волгу" и прочие шедевры 1930-х. В войну сюда были эвакуированы Полтавский и Изюмский локомотиворемонтные заводы, так что и украинский след тут есть.

И конечно же, Главные мастерские всегда ремонтировали локомотивы и вагоны, обеспечивая бесперебойное движение на Транссибирской магистрали. До 1971 года они назывались паровозовагоноремонтным заводом (ПВРЗ), а потом приняли современное название.

Мой рассказ об этом месте не будет репортажем о деятельности завода. Скорей, меня во время похода интересовали исторические цеха, "дух" этого места, а также и старый станочный парк, который я там тоже успешно нашёл. Однако и современность я тоже частично прихватил, и в конце поста её покажу. В общем, давайте смотреть!
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность


2. Местонахождение завода легко определить на местности - видите, здоровенная высокая труба как ориентир? Вот там он и есть. Труба видна из многих точек города, и с вокзального виадука тоже. Территория завода весьма большая - сейчас 36 га, и даже до революции была около 20 га, что тоже очень немало.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

3. Но зайти на завод можно только с улицы Профсоюзов; со стороны вокзала туда не проникнуть, хотя это и недалеко от него. Вот и мы пойдём через главную проходную.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

4. Сразу за проходной - стенды с информацией о заводе. Я их тут тоже поставлю, дабы избегнуть специального рассказа об истории завода.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

5. Дальше - памятник заводчанам, не вернувшимся с Великой Отечественной.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

6. И ещё дальше - главный фасад электромашинного цеха, который в советское время часто употреблялся как символ рабочего Красноярска и пролетарского гнезда большевистских идей на Сибирской магистрали.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

7. На лицевой стороне фасада - множество памятных досок. Есть даже извещение о закладке послания комсомольцам 2017-го года. Он уже скоро, полгода осталось. Интересно, что там понаписали своим потомкам комсомольцы 1967-го? Если нынешние собственники не поленятся, то очень скоро мы об этом узнаем :)
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

8. Дальше я осмотрел цех, где производится ремонт тяговых электродвигателей и машинной части электропоездов. Цех старый, 1898 года.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

9. Тут очень колоритно, дух парового века чувствуется.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

10. Затем можно пройти в сторону вокзала, сквозь старые арки.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

11. Над территорией завода нависает город, Копыловским путепроводом. Так что его можно рассмотреть сверху.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

12. А вот и ворота, отделяющие завод от вокзальной территории.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

13. Дальше стоит электропоезд, который на днях примут на ремонт. Электропоезда сюда гонят со всей России, а раньше и с других республик.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

14. Механический цех, тоже в историческом корпусе.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

15. Здесь я поподробнее рассмотрел станочный парк предприятия. Станки оказались очень разного времени - от современных импортных "нулевых" годов...
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

16. ...до более старых советских с ЧПУ, 30-35-летней давности. Видите телевизор?
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

17. В разговоре с мастером и рабочими внезапно возник вопрос - "а какой у вас самый старый станок?". Мужики немного замялись, и начали вспоминать. Сперва привели меня к станку начала 1960-х - "вот этот самый старый!". "Не, по историческим меркам это довольно молодой станок" - возразил я. Потом начали вспоминать и отправили меня в кузнечный цех.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

18. Ну что делать, пошёл туда, пробираясь меж исторической застройки.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

19. Старая гранёная труба конца XIX века. День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность varandej такие любит :)
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

20. Тут меня направили в кузнечный цех, его модельную мастерскую.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

21. Да, и точно. Место оказалось реально историческим. Уже лестница внушала трепет своим возрастом и аутентичностью.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

22. "СЖД"! Дореволюционная ещё! Ух!
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

23. Затем иду лабиринтами цехов с провожатым от завода.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

24. И вот мы в модельной мастерской, которая делает деревянные модели-прототипы. Старый мастер уверенно меня подводит к станку на переднем плане - "вот самый старый!".
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

25. Подхожу - и точно. Лейпциг, 1878 год изготовления (!!!). "Это что, станку было 20 лет, когда основали завод?" - "Да, получается так. Он 1878 года". - "И что, работает и сейчас?" - "Да. Только поменяли привод и диски-резаки другие. А так да, трудится".
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

26. "А вот ещё, токарный по дереву. Тоже отлично работает и старый".
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

27. Гм. Смотрю - и точно! 1907-й год, Варшава. Работает себе и посейчас, модельки обтачивает.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

28. В кузнечном цехе тоже нашёлся один дореволюционный паровой молот, который в рабочем состоянии и сейчас.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

29. Этот - 1916 года. Ровно 100 лет ему. Только пар заменили на сжатый воздух ВД.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

30. Правда, остальное оборудование уже послевоенное, в основном 1960-х.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

31. Корпус тоже исторический.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

32. А это уже готовая продукция. "Сюда выгоняют уже полностью сделанные секции, после ремонта и покраски. Скоро она уйдёт на место приписки...". - "А где их делают, покажете?" - "Пойдёмте!".
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

33. Снова топаем мимо исторических корпусов. Тут их много. Живая история. Кое-где даже следы от солдатских пуль 1905 года (!) остались.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

34. ...
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

35. А вот и вагонно-ремонтный цех.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

36. Тут-то вагоны и секции электричек и обретают вторую жизнь.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

37. Делают как обычные вагоны - почтовые, пассажирские, секции электричек...
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

38. ...так и специальные - УФСИН, МинЧС, ЦБ РФ и прочие такие.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

39. Рессоры колёсных пар.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

40. И даже трамваи реновируют для города.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

41. Головная секция электропоезда.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

42. Работа кипит.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

43. А это уже покрашенный и отремонтированный вагон. Подсохнет, защитную плёнку снимут - и всё, сцепляют и на место назначения.
День 6. Красноярский ЭВРЗ: история и современность

Весь технологический цикл ремонта показать тут нет возможности, да и мне вскоре пришлось сворачиваться - ввиду сжатой программы, за день предстояло успеть ещё очень многое и пришлось через два часа похода по заводу распрощаться с моими провожатыми. Но наснимал я гораздо больше, чем тут выложил. Надо признать, что заводчане постарались показать мне всё то, что я просил, в рамках "Неизвестного Транссиба".

PS. Оперативная трансляция передвижения по Транссибу ведется в ФБ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Стало известно, что подозреваемый в убийстве 24-летнего бойца спецназа ГРУ Никиты Белянкина покинул Россию. На следующий день после массовой драки подозреваемый вылетел в Ереван. РЕН ТВ сообщает, что подозреваемого в убийстве зовут Григор Оганян. Он является хозяином бара, возле которого ...
Сегодня, 20 сентября, свой день рождения отмечает Катя Лель - российская певица, популярная в начале 2000-х. Её самая известная песня "Мой мармеладный" в своё время была предметом многочисленных шуток и пародий. ...
Более года бесстрашные гражданские активисты добивались от властей соблюдения Конституции РФ и ее 31-ой статьи. Еще несколько месяцев назад, когда нас грубо винтили на Триумфальной площади, казалось невероятным, что митинг на Триумфальной без ...
...
я хуею, дорогая редакция баба риальнэ ТП, долбоебка и дура ебанутая, а в каментах на ру-чп столько защитников нашлось, пиздеееееей сука блть моему возмущению нет предела. бомбит, епт аж репостнула, ахуеть теперь пиздец пиздец пиздец мои глаза видят боль Оригинал взят у termit83 в ...