![](/media/images/top/preview/livestaticflickrcom6553551716438367_1d2ee2a783_b.jpg)
Демонстрационный центр ФГУП "ЦАГИ"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
К 103-й годовщине "ЦАГИ" предлагаю познакомиться с Демонстрационным центром Института, в котором интересно, доходчиво и наглядно рассказывается о более чем столетней истории организации и о её современном развитии. Рекомендую к посещению всем любителям авиации, космонавтики и просто технки.
1. Отцы-основатели Института.
Основатель ЦАГИ — профессор Императорского технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский — обладал очень глубокими познаниями в высшей математике и инженерных науках. Неудивительно, что вокруг этого человека сплотился коллектив студентов, одержимых идеей практического воздухоплавания. Его теоретические работы в области авиации, практический опыт создания аэродинамических труб в МГУ, ИМТУ и Кучино и проводившиеся в этих лабораториях исследования послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1790](https://live.staticflickr.com/65535/51716438367_1d2ee2a783_b.jpg)
2.
В 1918 г. студенты и ученики Н.Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно — ЦАГИ) начал работу. После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник — С. А. Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.
В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно — высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов. В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период1924—1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1793](https://live.staticflickr.com/65535/51718108215_7565b482e5_b.jpg)
3.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1795](https://live.staticflickr.com/65535/51717241336_54e82ac08b_b.jpg)
4.
Макет бомбардировщика "Илья Муромец"
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1798](https://live.staticflickr.com/65535/51717895629_f774796600_b.jpg)
5.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1802](https://live.staticflickr.com/65535/51717241261_941c9794dd_b.jpg)
6.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка. Естественно, особое внимание уделялось, в первую очередь, практическим запросам в соответствии с единственно правильным в то время лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Но не останавливались и фундаментальные исследования, благодаря которым в первые послевоенные годы отечественная авиация совершила революционный скачок в область сверхзвуковых скоростей.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1805](https://live.staticflickr.com/65535/51717497693_2db011c733_b.jpg)
7.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1807](https://live.staticflickr.com/65535/51717241161_2504581b7f_b.jpg)
8.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1809](https://live.staticflickr.com/65535/51718107835_67cfa7ae77_b.jpg)
9. Макет Як-4
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1814](https://live.staticflickr.com/65535/51717497558_96d38ed55f_b.jpg)
10. Действующий макет аэродинамической трубы для испытаний на флаттер
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1816](https://live.staticflickr.com/65535/51717895334_06eb8a9fab_b.jpg)
11. Подробнее об истории "ЦАГИ" - https://www.tsagi.ru/institute/history/
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1746](https://live.staticflickr.com/65535/51717896234_90377b6561_b.jpg)
12.
Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия ЦАГИ. Более того, очередное расширение экспериментальной базы института, прошедшее на рубеже 1950–1960-х гг., было направлено как раз на создание новых установок, обеспечивающих гиперзвуковые скорости потока и моделирующих такие сложнейшие процессы, как аэродинамический нагрев при входе летательного аппарата в атмосферу, распространение ударных волн и многое другое. Была построена целая серия газодинамических установок и аэродинамических труб, рассчитанных на достижение скоростей обтекания в диапазоне чисел М=8—20; лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на выносливость; усовершенствовалась энергетическая база института.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1769](https://live.staticflickr.com/65535/51718108455_4d2158645e_b.jpg)
13.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1777](https://live.staticflickr.com/65535/51718108405_d22e7420e5_b.jpg)
14.
Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и транспортных самолетов нового поколения Ил-96,Ту-204 и Ан-124. Применение сверхкритических профилей позволило улучшить аэродинамические характеристики крыла и, как следствие, повысить экономичность этих самолетов. Решение проблемы флаттера самолетов Ил-96 и Ту-204, напрямую связанное с безопасностью полетов, было найдено в результате совместных исследований ЦАГИ, ЛИИ и ОКБ.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1779](https://live.staticflickr.com/65535/51717498073_377bed5567_b.jpg)
15. Истребители ОКБ Сухого
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1788](https://live.staticflickr.com/65535/51718108325_f1df5b3e80_b.jpg)
16. Самолеты КБ Антонова
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1822](https://live.staticflickr.com/65535/51717497473_1a490f42d1_b.jpg)
17. Продувочная модель бомбардировщика М-50
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1666](https://live.staticflickr.com/65535/51716439442_eaf0881bf9_b.jpg)
18. и его дальнейшего развития
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1671](https://live.staticflickr.com/65535/51717242536_c36c21d7f0_b.jpg)
19. Ту-144 и Як-42
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1676](https://live.staticflickr.com/65535/51717897024_44a79ed120_b.jpg)
20. Чудо мясищевской конструкторской мысли, никогда не воплощенное в железе
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1686](https://live.staticflickr.com/65535/51716439197_0484e0d86e_b.jpg)
21. Один из первых вариантов среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204 - советский "Трайстар" или "Трайдент"
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1691](https://live.staticflickr.com/65535/51717896929_c750850570_b.jpg)
22. Вертолет В-12
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1698](https://live.staticflickr.com/65535/51718109090_89c0dc03a3_b.jpg)
23.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1705](https://live.staticflickr.com/65535/51717498853_66ea05a009_b.jpg)
24.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1707](https://live.staticflickr.com/65535/51717498833_e564b663a0_b.jpg)
25. Ан-72
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1723](https://live.staticflickr.com/65535/51717242086_8e5389be3d_b.jpg)
26. Продувочная модель сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1763](https://live.staticflickr.com/65535/51716438567_00d683eedb_b.jpg)
27.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1720](https://live.staticflickr.com/65535/51717498698_8c9eafa13f_b.jpg)
28.
Самой крупномасштабной работой двух последних десятилетий, проведенной с привлечением всех подразделений института, стало создание воздушно-космического самолета «Буран». Достаточно сказать, что для исследования его теплозащиты была построена натурная тепло-прочностная вакуумная камера ТПВК диаметром 14 м и длиной 30 м! Были решены проблемы акустической прочности, построения алгоритмов автоматической системы управления и многое другое. Блестящий летный дебют «Бурана» состоялся за полмесяца до семидесятилетия ЦАГИ.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1728](https://live.staticflickr.com/65535/51717498608_2c40795bb8_b.jpg)
29.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1730](https://live.staticflickr.com/65535/51716438897_69c73b7cd9_b.jpg)
30. Продувочная модель ракетно-космической системы "Энергия-Буран"
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1745](https://live.staticflickr.com/65535/51718108640_b3c2fbe5f1_b.jpg)
31. Перспективные разработки ФГУП "ЦАГИ"
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1749](https://live.staticflickr.com/65535/51717498303_cf546e9931_b.jpg)
32.
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1754](https://live.staticflickr.com/65535/51718108540_40be09fa76_b.jpg)
33. Перспективные сверхзвуковые летательные аппараты нового поколения
![Демонстрационный центр ФГУП Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ H18A1737](https://live.staticflickr.com/65535/51717241891_c60e607cdf_b.jpg)
Демонстрационный центр ФГУП ЦАГИ
Адрес: 140181, г. Жуковский, Московская обл., ул.
Жуковского, д.1.
Телефоны:
|
</> |