Демократия это болезнь
devibhakta — 10.10.2020 В свое время демократию нещадно критиковали и слева, и справа. Маркс, Энгельс и Ленин писали обрушивались на «парламентский идиотизм» и «парламентский кретинизм». С другой стороны, в период между двумя мировыми войнами в Германии было мощное интеллектуальное течение, называемое «Консервативной революцией», которое камня на камне на оставило от демократических мифов.В наши дни же все носятся с демократией, даже ультралевые и ультраправые. «Хорошую демократию», выражающую волю большинства, даже противопоставляют «плохому либерализму», с его защитой меньшинств. Хотя что зачастую бывает глупее большинства? «…афиняне узнали правду и яростно набросились на тех ораторов, которые рьяно поддерживали план морской экспедиции, словно бы не они сами вынесли решение о походе. Они были раздражены также против прорицателей, толкователей знамений и вообще на всех, кто, ссылаясь на внушение божества, вселял в них перед открытием надежду овладеть Сицилией», - писал две с половиной тысячи лет назад древнегреческий историк Фукидид после провала сицилийской экспедиции афинян в 413 г. до н. э.
Популярность идей демократии иногда связывают с ростом образования и материального благополучия. Однако в истории дело обстоит иногда прямо противоположным образом. Древние римляне в период Империи были явно гораздо обеспеченнее и культурнее, чем во время Республики. «Я принял Рим построенным из кирпича, а оставил его мраморным», - так говорил могильщик античной демократии Август.
Повсеместная одержимость демократическим идейным набором, включающим «народ как источник власти», «гражданское общество», «право голоса», «свободные и честные выборы», это, с одной стороны, а с другой явный кризис, даже вырождение демократии, в том числе и в странах, где демократические механизмы работали десятилетиями, даже столетиями. Смотрели ли вы дебаты Трапма и Байдена? Отцы-основатели США, наверное, в гробу перевернулись, увидев это базарное шоу. Или сравнить первых трех президентов Пятой республики во Франции с тремя последними. И то, что недемократический Китай гораздо эффективнее и лучше справился с коронавирусом, чем «цивилизованная Европа», еще одно свидетельство не в пользу демократии.
Впрочем, если в западных странах заложенный запас прочности политической системы еще позволяет функционировать демократическим механизмам, хоть и со всем большим скрипом, то для постсоветского пространства внедрение демократии превратилось в настоящее несчастье, а выборы, это священная корова для демократов всех мастей, сродни стихийному бедствию. Летом это демократическое цунами обрушилось на Белоруссию, совсем недавно захватило Киргизию. На очереди Молдавия и Таджикистан. И когда это кончится?
|
</> |