Дело на триллион

топ 100 блогов gornomari26.01.2023
Особенностью российской экономики является прямое или косвенное преобладание государственного сектора над частным. В зависимости от методологии, максимальная оценка доли, которая прямо или косвенно контролируется государством, составляет 70%.
Либеральные, с позволения сказать, умы, традиционно кричали, что подобное является тормозом развития экономики. Что необходимо всячески повышать долю частного бизнеса, распродавая госимущество. В отдельные годы, ещё даже совсем недавно, либералы договаривались до того, что хотели приватизировать долю РЖД и Аэрофлота.
Однако в высокой доле государственного сектора нет ничего страшного. Наоборот, это даёт нам хорошее преимущество быстро управлять процессами и быстро их перестраивать. Российская экономика является во многом примитивной. Высокотехнологичные сектора есть, но их немного. А большинство находится только на стадии своего становления.
В значительной части высокотехнологичных, инновационных сфер частный бизнес, действительно, может быть более эффективным. Однако когда речь идёт о таких секторах, как добыча полезных ископаемых, логистика или же банковские услуги, то, конечно, монопольный или полумонопольный контроль государства доказал свою безальтернативность.
При этом, несмотря на неплохие результаты работы госкомпаний, потенциал и выгода от государственного владения не раскрыта до конца. В первую очередь потому, что большинство госкомпаний ведут независимую от правительства деятельность и нацелены, в первую очередь, на получение коммерческой прибыли.
Для начала разберемся со структурой владения. Как правило, доля государства в том или ином предприятии записывается на "Росимущество". Ранее "Росимущество" было в подчинении Министерства экономического развития, однако несколько лет назад было передано в ведение Министерства финансов.
И здесь была сделана фундаментальная ошибка. Основной задачей Министерства финансов является наполнение бюджета. Соответственно, ведомство Силуанова сразу же стало разрабатывать новый универсальный подход к выплате дивидендов. Так, было решено, что любая госкомпания, вне зависимости от сферы её деятельности, должна платить не менее 50% от чистой прибыли. В результате Силуанов хотел довести общую цифру до 1 трлн рублей.
Не совсем понимаю, как данное предложение Силуанова было утверждено в правительстве (но, сразу оговорюсь, на практике оно не выполняется). Ведь каждый случай является индивидуальным. Например, "Газпром", "Роснефть" или же "Сбер" практически всегда в состоянии платить столь высокие дивиденды. Так, чтобы свободных средств на осуществление инвестиций у них оставалось в достаточном количестве.
Зато имеется масса госкомпаний иных секторов, которые и так не в состоянии вкладывать в реальный сектор столько, сколько необходимо для выполнения поставленных задач. Ярким примером являются РЖД или же "Россети". Первая компания вкладывает сотни миллиардов в развитие железнодорожной инфраструктуры. Деньги идут, в том числе, из бюджета и ФНБ. Но зачем в этом случае сначала забирать у РЖД дивиденды (причем сравнительно небольшие), а затем снова засылать эти средства в госкомпанию? По "Россетям" история схожа.
Но дело не только в этом. Данный вопрос, в целом, можно решить в рамках полномочий того же Минфина при выработке более конструктивного подхода.
Большинство государственных компаний не находятся в прямом подчинении правительства. Следовательно, государственные программы и работа госкомпаний не всегда согласуется на все 100%. Например, как я писал ранее, в конце 2022 года пришла новость об очередной заморозке строительства Северного широтного хода:
Опять на паузу. Расширение БАМа вновь тормозят
Причина банальная - нет денег. Цена вопроса 250-300 млрд рублей. То есть, для государства деньги совершенно небольшие. Тем более, они требуются не одномоментно, а долями в течение 5-6 лет при строительстве магистрали.
К слову, прибыль "Сбербанка" по итогам тяжелейшего 2022 года составила те же самые 300 млрд рублей. Я не говорю, что необходимо взять и отобрать все эти деньги у организации Грефа, однако решение, собрав пул компаний, при системной работе выработать можно было бы. Тем более, отдельные практики имелись и показали себя успешно. Например, в 2020 году ВЭБ скупал бессрочные бонды РЖД, выручка от которых пошла как раз на строительство инфраструктуры.
Естественно, госкомпании не должны жить отдельной от государства жизнью. Они должны, как минимум, плотно работать с профильными министерствами, а, в отдельных случаях, быть им подчинены. Например, тот же Минфин вполне мог бы курировать государственные банки, Минэнерго - нефтегазовые компании, Минтранс - транспортные. И ставить своей целью не получение коммерческой прибыли, а достижение тех показателей, которые определены во всевозможных национальных проектах, стратегиях развития и государственных программах.
Госкомпании - не отдельные субъекты, а инструмент достижения государственных целей. Использование этого инструмента должно быть более активным. А правительству пора перестать упускать имеющиеся возможности.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дорогие господа! А также дамы! И прочие товарищи! А вы помните, что когда в СССР выбирали кого-то в депутаты, то это были решительные люди, трудом и прочим служением Родине заслуживающие уважение? Они давали по двести центнеров с гектара, делали две нормы, стоя по колене в ледяной воде, ...
Источник - ПРОЕКТ "ПРОМЕТЕЙ" НА КАНАЛЕ ТЕЛЕГРАММ . Из архива. Турнир за титул «Чемпиона Европы». СМОТРЕТЬ НА КАНАЛЕ В ТЕЛЕГРАММ ЗДЕСЬ. ...
снег и льды еще местами на увильдах... а эта шастает...да так по-хозяйски))) хозяйка медной горы ...
Приветствую вас, дорогие друзья! Как вы, наверное, знаете в Москве с давних времён существует традиция открытия объектов метрополитена к новогодним праздникам. Но в этом году, к сожалению, готовность строящихся станций хотя зачастую и очень высокая, но не настолько, чтобы сделать подарок ...
Базилик - это не что-то экзотическое или необычное, но здесь он, как и некоторые другие растения, известные в качестве приправ, растет порой на газоне просто так. Приятно потереть ...