Давить и резать!


Завершая вчерашнюю тему механических приспособлений для борьбы с колючей проволокой, отметим, что самым распространенным и единственным применявшимся на практике подобным девайсом были стальные резаки, укрепленные на носу броневиков и танков, которые не столько резали "колючку", сколько отклоняли ее вниз, под колеса и гусеницы бронеходов. Колеса при этом, разумеется, были сплошные, без пневматических шин.
Наибольшее распространение среди машин, оснащенных подобными устройствами, получил французский танк "Cен-Шамон" (верхнее фото) — агрегат достаточно известный и растиражированный в количестве более 400 экземпляров. Примерно столько же было построено других французских танков "Шнейдер" (внизу) с массивными "антипроволочными клинками".

Но были и другие, гораздо менее знаменитые машины. Вот, о них и пойдет речь.
Первым появился французский бронеавтомобиль "Флитц", построенный на базе одноименного сельскохозяйственного трактора и испытанный в феврале 1915 года. Результаты испытаний сочли успешными и заказали 10 серийных экземпляров, которые поступили на фронт в июле того же года. Однако их проходимость в полевых условиях оказалась недостаточной, несмотря на тракторное шасси. Французское командование решило отказаться от дальнейших закупок, сделав ставку на разработку гусеничных боевых машин.

Трактор "Флитц". В отличие от подавляющего большинства колесных тркторов, ведущими у него были передние колеса.

"Флитц", покрытый броней толщиной 12 мм, которая неплохо держала винтовочные и пулеметные пули.

"Флитц" и его экипаж. На фото хорошо виден резак для проволоки.

Три серийных "Флитца". Как видите, у них были не спицованные, а сплошные колеса. На центральном броневике резак отсутствует.

Современная модель опытного образца "Флитца".

Компьютерный рисунок серийной машины.
Большее распространение, чем "Флитц", получил русский бронеавтомобиль "Чародей", разработанный штабс-капитаном Виктором Поплавко в 1916 году на базе американского полноприводного грузовика "Джеффри-Куад". Эта машина была построена (точнее, забронирована) на петербургском Ижорском заводе и успешно прошла испытания.

Благодаря резаку она сокрушала проволочные проволочные заграждения и подминала их под себя, вырывая из земли крепежные колья. Генштаб заказал постройку 30 серийных "Чародеев", получивших официальное название "Джеффри-Поплавко".
Эти штурмовые машины впервые пошли в бой в июне 1917-го, во время так называемого "наступления Керенского", которое, к сожалению, провалилось, но вины экипажей бронеходов в этом не было. Они успешно прорвали четыре ряда проволочных заграждений, но разложившаяся от революционной агитации пехота их не поддержала, оставшись в окопах.
За первые два дня наступления было безвозвратно потеряно пять "Чародеев", из них два уничтожила немецкая артиллерия, а остальные — застряли. Так проявился серьезный недостаток машины — довольно низкая проходимость по пересеченной местности, насмотря на полный привод, обусловленная слишком маленькими колесами и низким клиренсом. Все-таки, американский грузовик предназначался для движения по дорогам, а не по полю боя.
Тем не менее, уцелевшие бронеавтомобили еще долго применялись в Российской, а затем — в Красной армии. 10 из них пережили все перипетии гражданской войны и числились в боевом составе РККА еще в феврале 1922 года! Правда, исправным из них был только один, а остальные, из-за отсутствия запчастей, предназначались на списание. Еще две трофейные машины, захваченные поляками в 1920 году, входили в состав Войска Польского. В общем, удивительно надежная и долговечная получилась машина.

Чертеж "Джеффери-Поплавко".

"Чародей", застрявший в грязи на испытаниях в ноябре 1916 года. Из кабины вылезает его создатель - штабс-капитан Поплавко.

Еще один снимок с испытаний.

Немецкий пункт сбора трофейной русской автобронетехники, среди которой видны два "Джеффри-Поплавко" без "антипроволочных" приспособлений.

"Джеффри-Поплавко", захваченный немцами в 1917 году. В январе 1919 года эта машина использовалась при подавлении коммунистического восстания "спартаковцев" в Берлине.

Броневик "Славный", входивший в состав белой армии генерала Деникина. Любопытно, что российский флаг на шевроне перевернут. Впрочем, возможно, это ошибка художника.
|
</> |