Дать взятку — не преступление

Мы победим коррупцию, если перестанем считать преступниками дающих взятки и начнем привлекать к ответственности только тех, кто их берет.
С легкой руки Андрея Макаревича российские политики, журналисты и блоггеры последние двое суток вновь обсуждали откаты и взятки. Основной итог обсуждения: ситуация безнадежна, победить коррупцию невозможно. Как брали испокон веков, так и будут. Да и вообще — если бы бизнесмены не давали взятки чиновникам, никакой коррупции бы и не было. А если дают, значит, их все устраивает. Так что «сами виноваты».

Ведь в настоящий момент любой коррумпированный чиновник защищен гарантией взаимной ответственности. Он может требовать от тебя что угодно, но если ты расскажешь об этом правоохранительным органам, сам окажешься в СИЗО как соучастник. Поэтому приходится платить и молчать.
Если же дача взятки перестанет считаться уголовным преступлением, многие бизнесмены, выплатившие положенные «откаты», с радостью начнут сами сообщать об этом в правоохранительные органы. Потому что мало кто из них выплачивает эти откаты по доброй воле. Большинство становится жертвой явного или завуалированного вымогательства. Поддавшись которому, они повисают под уголовной статьей за дачу взятки и больше не могут соскочить с крючка.
Не говоря уж о том, что в последнее время весьма распространены ситуации, когда чиновник требует у предпринимателя взятку, а получив ее, не выполняет ничего из того, что обещал. И никакой управы на него при нынешнем законодательстве не найдешь. Пожалуешься в полицию, сам загремишь на нары. Очевидно, что после принятия предлагаемой мной поправки о таких случаях будут сообщать вообще повсеместно.
С этической точки зрения особых проблем я здесь тоже не вижу. Ведь взяткополучатель и взяткодатель находятся в совершенно неравном положении. На стороне одного — служебное положение, огромные возможности и вся государственная машина за спиной. А на стороне второго — всего лишь желание отделаться от проблем, создаваемых первым. При этом один наживается в результате данного преступления, а второй, наоборот, теряет свои кровные средства. Как же можно ставить их на одну доску? Чтобы понять всю абсурдность этой логики, достаточно перенести ее на любую другую статью УК. Например, на изнасилование или грабеж. Никому ведь не приходит в голову считать изнасилованного или ограбленного человека соучастником преступления! Почему же мы готовы делать это в отношении человека, которого вынудили отдать свои деньги бандиту, угрожающему иначе лишить его права заниматься любимым делом?
Опыт других стран также свидетельствует о том, что
подобные законодательные новации часто бывают очень эффективными.
Например, можно вспомнить о том, как в середине ХХ века в США
бушевала организованная преступность. Американские правоохранители
прекрасно об этом знали, но ничего не могли поделать, потому что
члены мафиозных группировок упорно не хотели сдавать своих. В
первую очередь, потому что понимали: если начнешь говорить, тебя
отправят на зону как соучастника. Однако после того, как в 1970
году там был принят Закон о контроле над организованной
преступностью, освобождающий от уголовной ответственности бандитов,
дающих показания на своих собратьев, ситуация быстро стала меняться
в лучшую сторону. В настоящий момент мафия в США практически
полностью разгромлена и загнана в глухое подполье. Проблема по сути
решена.
Еще ближе к нашей теме опыт Гонконга. В 1974 году там освободили от ответственности людей, сообщающих о фактах коррупции на специальную горячую линию. Даже в тех случаях, когда звонивший сам был в этом задействован. Также правительство Гонконга перестало считать преступлением «коррупцию по независящим от человека причинам» (например, если бизнесмен вынужден дать взятку чиновнику, чтобы получить разрешение на открытие бизнеса, и т. д.). К этому моменту по подсчетам независимых исследователей коррупцией там было пронизано 94% всего государственного сектора. А сейчас Гонконг занимает 12 место в списке наименее коррумпированных стран мира. Выше Японии, Германии и Великобритании. И это всего за 30 с небольшим лет!
Убежден: в России такие меры окажутся не менее эффективными. Если человек, давший взятку, в любой момент будет иметь возможность безбоязненно сообщить об этом в полицию, коррупционеры будут дрожать от страха как осиновый лист и нервно дергаться при каждом стуке в дверь, ожидая, когда за ними придут. И мы даже не заметим, как разговоры о «благодарности» и «интересе» со стороны чиновников сами сойдут на нет.
Глупо говорить о том, что от нас ничего не зависит, и есть фундаментальные проблемы, которые не имеют решения. Это путь лузеров. Любую проблему можно решить. Нужна только политическая воля.
|
</> |