"Далекая радуга" Аркадий и Борис Стругацкие — апокалиптика Полудня
majstavitskaja — 04.05.2025

Волна
Будущее создается тобой, но не для тебя.
У Стругацких не бывает без горечи, даже когда о манящем и радостном мире Полудня. Особенно, когда о нем, потому что по контрасту (не суть, далеко или близко) с Прекрасным далёко - жестокость, алчность, тупость. "Далекая радуга", парадоксальным образом, самая событийно страшная и самая светлая книга Полуденного цикла.
Землеподобная планета Радуга изначально предназначена для проведения научных экспериментов, с главным направлением Нуль-Т - телепортация. Человечество уже многого достигло и много умеет, но возможность мгновенного перемещения в пространстве переведет освоение реальности на качественно иной уровень, потому физики, занимающиеся проблемой Нуль-Т, в приоритете. Однако Радуга - это такой научный кластер, в котором много людей работают по множеству направлений, большинство из них здесь с детьми. Климат у экватора, где "Детский", мягок, а за последние годы еще и удалось наладить на планете собственный сельскохозяйственный цикл, теперь свои хлеб, мясо, молоко.
Все начинается внезапно и разворачивается слишком быстро, почти молниеносно. Таня, воспитатель Детского, и влюбленный в нее физик Роберт ночью в степи становятся свидетелями исхода зерноедок. эндемичной флоры. Вслед за ними бегут, летят и ползут прочие твари, и становится ясно. что речь не о рядовой Волне, но о чем-то экстраординарном. Волнами планета реагирует на эксперименты физиков-нулевиков, это волнообразные энергетические сотрясения, которые движутся от полюсов, но как правило скоро гаснут, а энергопоглотители Харибды позволяют убыстрять процесс. Однако на сей раз, после очередного цикла экспериментов с задействованием беспрецедентных мощностей, Волны слишком сильные, Харибды просто сгорают от этой сверхмощности.
Становится понятно, что на сей раз идущие от полюсов они не погаснут сами собой и не ограничатся разрушением инфраструктуры, но сметут с поверхности Радуги вообще все, сомкнувшись у экватора. Необходима срочная эвакуация, которая невозможна - к планете идет большой корабль, но он не успеет, а доставивший сюда оборудование Тариэль, под командованием Леонида Горбовского, сквозного героя Полуденного цикла, сможет взять на борт очень небольшое количество людей. Собственно только детей. Все здесь рекруты Науки, все, в принципе, готовы "и к смерти, и к бессмертной славе", но одно дело быть готовым "в принципе", другое - когда через несколько часов придется погибнуть.
"Далекая радуга" о том, как идут на смерть люди Полудня и это апокалиптика, в корне отличная от десятков картин на ту же тему из книг и кино. Я слушала повесть в формате "аудиокнига+лекция" в роскошной интерпретации Дмитрия Быкова, у которого во Freedom Lettres вышла недавно "Дуга" - быковский вариант "Далекой радуги", которую не знаю, сумею ли прочитать. Ну вот как-то так.
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
3 ноября
Самый страшный фильм ужасов: можно ли объективно измерить страх?
Эта осень у нас прекрасна
Почему в СССР люде не страдали от клещей
Боливару не снести двоих
#ЖизньНалаживается
Правда ли, что пряности убивают бактерии?
Можно ли быть хорошим человеком и всё равно никому не нравиться

