"Даже у Кошеверовой сказки стали сейчас совсем не те, как раньше". Олег Даль

топ 100 блогов ygashae_zvezdu21.07.2023
ДАЛЬ И КОШЕВЕРОВА НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА
ДАЛЬ И КОШЕВЕРОВА НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА "КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ"

Мы уже говорили, что Олег Даль опоздал к разделу шестидесятнического пирога, но именно Далю довелось стать квинтэссенцией героя брежневского безвременья (Фальстарт в начале пути. Почему Олег Даль недалеко уехал со "Звездным билетом").

Здесь наличествует следующий парадокс - самые значимые работы «современного» Даля либо вовремя не добирались до широкого экрана, либо оставляли среднего зрителя равнодушным.

Народную популярность этот актер завоевал в двух линейках ретро-ролей. О первой линейке — парень военной поры — мы говорили в предыдущем посте — "Здесь все поступки - мои, слова - мои, мысли — мои...». Олег Даль — интеллигент на войне.

Сегодня рассмотрим линейку вторую — сказочную.

Главным режиссером-сказочником в жизни Олега Даля стала Надежда Кошеверова. Еще в 1947 она поставила «Золушку» с Яниной Жеймо, но времена для сказки наступили критические, в период малокартинья не давали ставить даже таким мастерам, как Птушко и Роу (ПОЧЕМУ ТАК ТРУДНО БЫЛО ПРОСНУТЬСЯ ЗВЕЗДОЙ "ЗОЛУШКЕ" ЯНИНЕ ЖЕЙМО).

Птушко и Роу вернулись к сказке едва представилась возможность, Кошеверова же ушла в комедию, сделав такие фильмы как «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Шофер поневоле», «Осторожно, бабушка», «Сегодня — новый аттракцион».

Почему?

Если Птушко и Роу были в плане рассказанных историй традиционалистами, делающими упор на технические новшества, то Кошеверова отдавала предпочтение буффонаде (в трёх из пяти ее комедий действие протекает в цирке, правда, вполне реалистическом). Главным драматургом для Кошеверовой был Евгений Шварц, главными сказочниками — Андерсен и Перро. Сказку Перро по пьесе Шварца «Золушка» Кошеверова поставила в традиционном стиле, но вообще ее душа требовала экспериментов вахтанговского театра, павильонных декораций, где сказочность подчеркивалась не столько действием, сколько сценической условностью.

Даже у Кошеверовой сказки стали сейчас совсем не те, как раньше. Олег Даль
"Солдат и царица"

Ко второй половине 1960-ых киносказка начала мутировать в сторону усложненности повествования, сатирических аллюзий на современность, в ход пошел балагурный раёшник, подмигивание зрителю. В полной мере это проявилось в дипломной короткометражке студента ВГИКа Виктора Титова «Солдат и царица» (1968), где солдата играл Даль. Действие строилось на внешней схожести царицы и жены сапожника, которых солдат менял местами. Условность подчеркивалась театральными декорациями и ведущим действие шутом.

Хотя в картине Титова Даль оказался сбоку-припека (там снимались Носик, Васильева, Ясулович и выглядели ярче), именно он поразил Кошеверову, утвердившую актера на главную роль в «Старой, старой сказке».

С помощью «Солдата и царицы» Кошеверова с Далем не познакомилась. Она его вспомнила, ведь еще в 1963 году Олег пробовался в первую после долгого перерыва сказку Кошеверовой — экранизацию Шварца «Каин XVIII”. Тогда его не отпустили на съемки из училища, роль отошла Александру Демьяненко. 

Более того, изначально в «Старую, старую сказку» утвердили Александра Збруева, то есть и вспомнила Кошеверова Даля не сразу.

Но вспомнила.

С Виктором Переваловым в
С Виктором Переваловым в "Старой, старой сказке"

Экранизация по Андерсену удалась Кошеверовой не только из-за Даля. Во всем вахтанговском блеске там предстал Владимир Этуш, был хорош Вицин, ярка Неелова, но даже на этом фоне Даль выделялся свечением лица. Он играл две роли — Солдата и Кукольника, проводя красной нитью основной замысел фильма: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Кукольник попадал в сказочный мир своего спектакля главным действующим лицом, получал золото, тратил его, приобретал взамен любовь принцессы и все ему удавалось и мир был солнечным, карнавальным. Очнувшись от сна, Кукольник уходил вдаль по дороге одинокий и бесприютный, ибо дочка трактирщика, последовать за ним отказалась.

Для Даля работа с Кошеверовой оказалась подарком еще и потому что режиссер позволяла импровизировать, а импровизация (постоянный поиск), был Далю необходим. Как правило, он терял к роли интерес как только та обретала черты законченности (Затратный и раздражающий метод игры Олега Даля).

Партнерам, однако, приходилось с Далем сложно, ибо с них требовалась мгновенная реакция подстраивания под другую стилистику и никто не мог предположить, что учудит Даль в следующий момент.

Снимавшийся с ним в «Старой, старой сказке» матерый, несмотря на юность, киношник Виктор Перевалов (НЕСЧАСТЬЯ БЕЛОГОЛОВОГО МАЛЬЧИКА) вспоминал:

«На репетициях мы ничего не делали в полную силу. В основном прогонялись мизансцена и текст. Но на съёмке, обернувшись к нему, я мог увидеть абсолютно неожиданную реакцию! Иногда для меня это было очень тяжело. Какую-то обычную для меня реплику, поданную ему, он вдруг встречал совсем по-другому, чем я ожидал после репетиции. Причём, как правило, я стоял к нему боком или спиной, поэтому, когда мы встречались глазами в следующую секунду, — я уже не мог нормально среагировать в кадре. Такое было не раз и не два… Несколько раз я срывался: либо просто начинал ржать, либо стоял с бестолковым видом. Когда сталкивались его профессионализм и мой непрофессионализм, я бывал в совершенной растерянности».

В дальнейшем покажем, что от методов далевской работы терялись и профи, пока же упомянем, что Кошеверовой тоже приходилось несладко. Девять дублей сделала она, добиваясь от Олега фиксированной реакции в эпизоде превращения кота в доброго волшебника (его играл Вицин).

Но проблемы на «Старой, старой сказке» были семечками по сравнению со следующей работой Кошеверовой с Олегом.

Две роли в фильме
Две роли в фильме "Тень" — картинка с сайта litra.online

Сказочница замахнулась на экранизацию пьесы Шварца «Тень» (1970), пригласив команду из прежнего фильма — Даля, Неелову, Этуша, Вицина, обогатив актерский состав Мироновым, Гурченко, Анастасией Вертинской. Даль снова играл две роли, - Ученого и его Тень (иными словами - доктора Джекила и мистера Хайда).

В театре первым «Тень» Шварца классически поставил первый муж Кошеверовой Николай Акимов. Задавшись целью перенести действо на экран Кошеверова заявляла: «Я совершенно отказалась от того, что было сделано и найдено Акимовым. Там – театр, здесь кинематограф».

Увы, но уйти от театра не удалось. Если в «Старой, старой сказке» театральность не выглядела нарочитой (хотя бы благодаря приему - Кукольник видит себя в спектакле), то в «Тени» театральность вылезала явно, грубо, зримо, заставляя зрителя зевать, несмотря на ряд ухищрений и блистательных актерских работ.

Потом на «Тень» набросилась цензура, картину долго не выпускали.

Даль в фильме был эффектен, но чудо, такое чудо как его явление в «Старой, старой сказке» не повторилось, увы. Потеряв к роли интерес, актер бунтовал в своем классическом стиле, несколько раз умудрившись сорвать производство уходом в запой.

По свидетельству жены, Олег Даль «от «Тени» обычно раздражался и заводился, возмущаясь всякий раз, что в ней «вырезали много острого». Один раз даже сказал, что из-за этого не любит «Тень». И добавил еще:

-Я «бабулю» ругал за то, что она все это сделала в павильоне. Это надо было снимать на просторе где-то… чтобы Тень по горам скакала… Ну, там много можно было сделать…

Но Кошеверова этого не делала: то ли не любила, то ли не хотела и обычно работала в павильоне. Может быть, потому, что она была в возрасте и ей было трудно мотаться по экспедициям. Да и вообще она практически чисто павильонный режиссер. Вот только «Иванушка-дурачок» у них с Олегом был на природе, да и то недалеко от Ленинграда…»

Речь идет о фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) последней работе Даля и Кошеверовой.

Даже у Кошеверовой сказки стали сейчас совсем не те, как раньше. Олег Даль

После «Тени» Кошеверова решила сменить антураж, вступив на территорию русских сказок. Но Даль в ее картине «Царевич Проша» (1974) работать отказался. Однако, он всегда чувствовал свой материал и понимал, — сказочная стихия ему по плечу и по сердцу. Вот почему на упрек Вицина - «Что же ты – «зарекался» от Кошеверовой, а все лето у нее пыхтишь?» - ответил: «А кто меня еще возьмет в русские народные сказки? Да или хотя бы позовет?...»

И на встречах со зрителями Даль сетовал: «Даже у Кошеверовой сказки стали сейчас совсем не те, как раньше. Хочу сыграть в хорошей сказке, но кто такую снимет?»

«Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» получилась нормальной сказкой, без изысков. В ней была определенная поэзия, Даль пришелся к месту, Пельтцер как всегда была хороша. Чего не хватало картине так это открытий, она декларировала однозначное счастье Иванушки с возлюбленной Настенькой. 

После Кошеверовой Даля ждала еще одна сказочная работа — трехсерийка про принца Флоризеля. 

Поскольку этот пост разросся в простыню поговорим об этом в посте следующем.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Преподаватель психологии, рассказывавший свои студентам о классической нравственной дилемме – проблеме вагонетки, решил проверить, как поступит в такой же ситуации его маленький ребенок. Напомню, на всякий случай, одну из формулировок этой проблемы: Тяжёлая неуправляемая вагонетка ...
Про работу писать не хочется - какой-то человеческий зоопарк, а это неправильно, так быть не должно, но вот как есть... Это я не про психиатрию, про эту, основную, часть работы ни говорить, ни писать чаще всего не могу - люди не виноваты в том, что с ними вот так вот получилось, что вот ...
Проект reprap — создание принтера, позволяющего печатать вещи — имеет одну большую проблему — невозможно печатать вещи из твёрдых тугоплавких веществ. Однако, недавно появилось устройство, которое возможно восполнит этот недостаток. Изделие из ...
Всем привет, дорогие посткроссеры! Хочу вам похвастать набором из 15 рисованных открыток – репринты к старым-добрым фильмам, которые нашли отклик в сердцах зрителей, едва только успели выйти в прокат, после съемок в которых актеры проснулись ...
То, что вегетарианцем мне не быть, я поняла уже давно. Реального профита отказа от мяса я не вижу, а без него – совсем хана. При моём бешеном обмене веществ без мясной продукции совсем плохо – обмороки, головокружения, низкое давление, вот это вот всё… В общем, нет. Не быть мне ...