ДАДАИСТЫ


Часть 2.
В любой статье, посвящённой дадаизму утверждается, что он возник
как протест или реакция на последствия социальных и революционных
потрясений начала 20 века, и особенно Первой мировой войны.
Дадаисты, значительная часть которых были немцами и французами,
возможно, гораздо острее, чем все остальные европейцы осознавали
чудовищную жестокость всех этих событий, в которых, по их мнению,
не было никакого смысла. Войны и революции сделали человеческую
жизнь ничтожной, лишили личность достоинства и возможности на
что-то влиять и чему-то противостоять. И можно увидеть какую-то
странную иронию в том, что по краю истории группы дада прошел
невзрачный лысоватый человечек с русским акцентом, который спустя
всего несколько месяцев после своей последней шахматной игры с
Тристаном Тцара, провозгласит с трибуны, что "революция, о
необходимости которой все время говорили большевики,
совершилась".
Дадаисты в своих манифестах заявляли, что главными виновниками
всего плохого, что происходит на земле, причиной всех войн и
конфликтов являются рационализм и логика. А раз так, то это
следовало уничтожить, чем дадаисты радостно и занялись. А разрушить
они собрались все, что ассоциировалось с классическими
представлениям об эстетике, литературе и искусстве.
Их лозунгом стало весьма радикальное заявление:
«Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно,
они не достигнут ничего, ничего, ничего».
Честно говоря, мне кажется, что в какой-то мере вся история группы
дада должна изучаться не только искусствоведами, но и психологами,
поскольку очень во многом все что они говорили и делали очень
похоже не на вызов высшим силам, властям или обстоятельствам, а,
скорее, на истерику избалованных детей, случившуюся из-за того, что
вокруг них что-то произошло не так, как им хотелось.
Хюльзенбек писал, что все будущие дадаисты «были выброшены за
границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были
пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран».
.


Художники более старшего поколения, например Сарджент или
Ходлер, в своих картинах выражали восхищение героизмом солдат или
скорбь. Те из творческих людей, кто воевал, как, например,
англичанин Стэнли Спенсер, начали осмысливать пережитый опыт
позднее, также создавая произведения полные трагизма или осознания
исторической значимости событий, в которых им довелось участвовать.
Но компания дадаистов видимо пыталась заглушить ужас происходящего
с помощью откровенного стеба и фарса.
Итак, основными принципами, которые дадаисты положили в основа
своего художественного направления были иррациональность, отрицание
признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм,
разочарованность и бессистемность.
Продолжение следует..