Да здравствует развод, господа!
oadam — 22.09.2013В историю Древней Руси мы залезать не будем, ибо там и с браками, и с разводами творилось полное непотребство – до крещения Руси великий князь Владимир Святославич имел пять жен и несколько сотен наложниц (на которых будущему святому было видимо просто лень жениться).
Допетровскую эпоху тоже трогать не будем – после принятия Русью христианства, Церковь еще долго не могла утихомирить брачные и внебрачные страсти своих славянских адептов, и в те времена, скрепя сердце, разрешала сравнительно легкий развод. Но постепенно развод православных на Руси всё больше ужесточался, пока к девятнадцатому веку не приобрел систематизированную и полностью законодательно урегулированную форму.
В Российской империи, не было единого для всех подданных брачного законодательства, и соответственно, единых для всех правил о разводе – лица разных вероисповеданий разводились в зависимости от предписаний своей религии.
Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки, и их развод регулировался законами Шариата, которые предусматривали развод по воле мужа в одностороннем порядке, путем прямого или косвенного произнесения им слова «талак».
Развод был также возможен по просьбе жены шариатским судьей, если мусульманин не исполнял свои супружеские обязанности, «как минимум, каждую четвертую ночь» (другими словами, каждая мусульманка после года замужества, имела право развестись практически с каждым).
Да даже если и исполнял, то какая женщина при желании не доведет мужа до такого состояния, что он «талак» ни три раза скажет, а будет его долдонить как попугай с утра до вечера?
Брак между католиками нерасторжим, что до сего дня закреплено в статье 1141 «Кодекса канонического права» римско-католической церкви: «Заключенный законно и свершившийся брак не может быть расторгнут человеком ни по какой причине, кроме смерти».
Правда юристы-теологи быстро нашли лазейку – если расторгнуть брак невозможно, то его можно признать недействительным. А причины для такого признания, найти было хотя и сложно, но можно.
Протестанты могли разводится «сколько влезет» – такое основание для развода, как «отвращение к брачной жизни», могло толковаться как угодно. А вот с иудейскими религиозными законами было намного интереснее.
По Торе, муж мог развестись со своей женой при наличии любой серьезной причины (например, она плохо готовит), а жена также имела право требовать развода только в строго определенных случаях (например, если муж ленив и не хочет работать, чтобы доставить жене средства к жизни).
Но в любом случае разводное письмо «гет» составлялось только по строго регламентированной форме, специальной смесью еврейского c арамейским языками, после специального решения раввинского суда, специальным писцом, на специальном пергаменте, специальными чернилами, и подписать его должен был
Это вызывало определенные неудобства для еврейских жен, чьи мужья пропадали без вести, – они не могли развестись, но и вдовами не являлись. Поэтому некоторые заботливые мужья, отправляясь в дальние странствия, оставляли свои женам такие разводные письма «на всякий случай» (я в восхищении!).
Кстати, эти нормы брачного права действуют у иудеев, мусульман, протестантов и католиков и по сей день, как и еще одно симпатичнейшее ограничение у иудеев – после развода в связи с доказанным прелюбодеянием, изменившая еврейская жена не может выйти замуж за виновника своего грехопадения.
Как видим, для мужской половины представителей практически всех религий в Российской империи, развестись большого труда не составляло. Всем, кроме православных.
Исследователь церковной статистики Преображенский приводит следующие данные по православным разводам в многомиллионной Российской империи: 1840г. - 198; 1890г. - 942. И такое небольшое их количество свидетельствовало не о крепости православной семьи, а о сложности процедуры расторжения брака.
Согласно законодательству Российской империи, бракоразводные дела православных рассматривались Духовными консисториями при епархиях РПЦ, и решения по ним утверждались в Святейшем Синоде.
При расторжении брака выдавалось уведомление, гласившее, к примеру, следующее: «По решению Святейшего Синода брак московского первой гильдии купца Игоря Евгеньевича Малашенко с женой его Евгенией Львовой, урожденной Курицыной расторгнут, вследствие неспособности её от застарелых болезней к супружескому сожитию, а к излечению ненадежною, и оставлена она навсегда в безбрачном состоянии».
Недовольная решением сторона имела право подать в Святейший Синод апелляцию, а довольная решением сторона, могла вступать в брак повторно.
Основания, по которым брак мог быть расторгнут, были определены статьей 45 главы 1 «О браке между лицами православного исповедания», раздела 1 «О союзе брачном», книги 1 «О правах и обязанностях семейственных», тома X Свода законов гражданских, и этих оснований было всего четыре:
- «в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга»;
- «в случае безвестного отсутствия другого супруга»;
- «в случае неспособности одного из супругов к брачному сожитию»;
- «в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния»;
Помимо четырех основных причин для развода, установленных в Своде законов Российской Империи, Русская православная церковь имела еще и ряд духовных оснований для расторжения брака:
- двоебрачие (которое, однако не являлось поводом к разводу, если и другой супруг тоже был виновен в двоебрачии);
- в случае принятия православия одним из супругов, а оставшийся некрещенным супруг не пожелает жить с новообращенным;
- вступление в монашество обоих супругов, при отсутствии у них малолетних детей и достижении ими соответствующего возраста (к слову, до революции в монахини было запрещено постригать женщин моложе сорока лет, а потому молодая монахиня Пелагея из «Провинциального детектива» Бориса Акунина, увы, была немолода).
Но случаи расторжения брака по духовным основаниям были единичны, а разводились в основном по трем причинам: «прелюбодеяние», «безвестное отсутствие» и «неспособность к брачному сожитию». И каждая из этих причин, на мой взгляд, достойна отдельного поста (с примерами из дореволюционной судебной практики).
А посему, где-то через недельку продолжение следует, и посвящено оно будет прелюбодеянию и одной малоизвестной попытке развода одного всем известного лица.
|
</> |