Cьюзен Элоиза Хинтон, "Бойцовые рыбки"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
--Даже в самых примитивных человеческих сообществах к безумным относятся с инстинктивным уважением, -- ответил Мотоциклист.
Она справедливо считалась властительницей дум американской молодёжи. Она писала бестселлер за бестселлером. Но её знали только по инициалам. "Издатели," -- рассказывает Хинтон, -- "настояли на том, чтобы моё полное имя не присутствовало в выходных данных. Они беспокоились, что, с учётом сюжета "Изгоев" критики, в большинстве своём мужчины, будут читать с предубеждением. Дескать, что женщина может во всём этом понимать?" Всё это -- подростковые банды, в шестидесятые годы ставшие бичом больших городов.
![Cьюзен Элоиза Хинтон, Cьюзен Элоиза Хинтон, Бойцовые рыбки](/images/main/cyuzen-eloiza-hinton-boycovie-ribki-4395be.jpg?from=https://j.livelib.ru/auface/330031/200/1496/Syuzen_Eloiza_Hinton.jpg)
![Cьюзен Элоиза Хинтон, Cьюзен Элоиза Хинтон, Бойцовые рыбки](/images/main/cyuzen-eloiza-hinton-boycovie-ribki-99cb47.jpg?from=https://j.livelib.ru/boocover/1002742230/200/5d66/S._E._Hinton__Bojtsovye_rybki.jpg)
"Бойцовые рыбки" [Rumble Fish] -- третий роман Хинтон, и после культовых "Изгоев" его сложновато было воспринять без предвзятости. Оказывает влияние и великолепный фильм Копполы, и Микки Рурк в роли Мотоциклиста, сыгравший тогда, наверное, свою лучшую роль. Но главное вижу я в другом. Изгои", члены шайки грязеров, предстают нам как нормальные, неплохие, в сущности, ребята, и когда умирающий Джонни говорит Понибою: "Оставайся золотым", это не провоцирует иронической усмешки. Понибой действительно золотой парнишка, пусть и запутавшийся. Тогда как к "золоту", описанному в "Бойцовых рыбках", если и приближаться, то в костюме радиационной защиты...
Да, наш рассказчик, четырнадцатилетний Расти-Джеймс, вызывает симпатию. Он искренен, открыт и в то же время себе на уме, у него богатая, раскованная речь умного человека. Это подкупает. Ну, попивает малец, ну, покуривает, ну, дерётся -- кто не без греха? Не зря и Стив к нему тянется, а Стив по сравнению с остальной шоблой просто маленький святой. Расти-Джеймс по-мальчишески влюблён в старшего брата.
Но даже он сознаёт, что с головой у Мотоциклиста нелады. Какие бы красивые слова ни подбирать, как бы ни убеждать себя, что это эпоха неподходящая, сторона реки неправильная, а в старые времена из него вышел бы "превосходный рыцарь или языческий князь", -- Мотоциклист как есть опасный психопат, и, банально находясь с ним рядом, можно испытать на себе действие индуцированного безумия. Расти-Джеймса до поры-до времени спасает то, что он всё-таки очень когнитивно простой. Папаша проспиртован до такой степени, что его никакая индукция не возьмёт. Кстати, вот кто инфернальный персонаж, его псевдофилософствования засасывают как Мальмстрём, затягивают и опутывают, как щупальца лавкрафтовского чудовища. А на остальных само присутствие Мотоциклиста действует разлагающе. Он и хороший, смелый поступок совершит -- по форме будет правильно, а по существу издевательство. Рыбок выпустил, а они тропические, они в холодных водах неминуемо сдохнут. На вопрос "Что делать?" ответа нет. А на вопрос "Кто виноват?" Хинтон отвечает:
-- Конечно, мама.
И запил отец из-за неё, и обезумел Мотоциклист оттого, что она сперва его забрала, а затем вернула, и у Расти нервы не в порядке, потому что мать ушла, а отец впал в запой и на ребёнка плевать хотел. Тут душа болит, а тут пащенок жрать просит. В общем, мать виновата. Но она-то, предательница, счастливо живёт в солнечной Калифорнии с любимым мужем, а трое брошенных прозябают в Оклахоме.
И вот мне эта предательница кажется самой трагической фигурой в "Бойцовых рыбках". Ни романтическое безумие Мотоциклиста, ни отцовский запой, подобный ленте Мёбиуса, ни драма Расти, ищущего сопричастности и чувства локтя в драке, не идут ни в какое сравнение с выбором между своей единственной судьбой и тремя близкими. Пока женщина вкладывалась, семья худо-бедно функционировала. Стоило женщине исчезнуть из этого уравнения -- всё провалилось в тартарары. Всё -- в тартарары.
|
</> |