рейтинг блогов

Цвета военного неба (22): «Мессершмитты» папаши Мёльдерса

топ 100 блогов owl_9907.05.2023

«Мессершмитты» папаши Мёльдерса

Одной из ярчайших фигур в немецкой истребительной авиации Первой мировой был Освальд Бёльке – «отец германской тактики воздушного боя», один из родоначальников истребительной авиации вообще и лучший ас первой половины войны. И хотя аналогии часто ложны, но в люфтваффе тоже была личность похожего масштаба – летчик-ас, тактик и командир Вернер Мёльдерс по прозвищу «Папаша».
​Вернер Мёльдерс, 1913–1941 - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Вернер Мёльдерс, 1913–1941

Вернер Мёльдерс (Werner Mölders), родившийся в 1913 году, был средним из трёх сыновей погибшего в боях Первой мировой пехотного офицера-резервиста, а до этого школьного учителя Виктора Мёльдерса. Ещё в детстве он выбрал для себя стезю кадрового военного и в апреле 1931 года, сразу по достижении 18 лет, записался добровольцем в рейхсвер, поступив юнкером во 2-й пехотный полк. Полтора года спустя его направили в офицерскую школу, из которой он в июне 1933 года выпустился фенрихом (кандидатом в офицеры) и получил назначение в 1-й сапёрный батальон.

Несколько месяцев спустя он подал рапорт о желании стать лётчиком, и в феврале 1934 года был зачислен курсантом в одну из лётных школ DLV (Deutscher Luftsportverband – немецкий авиаспортивный союз), под вывеской которого тогда скрывалась запрещённая немецкая военная авиация. В марте Мёльдерса произвели в лейтенанты рейхсвера и кеттен-фюреры DLV (звание, приравненное к армейскому лейтенанту).

В первом полугодии 1935 года лейтенант Мёльдерс прошёл курс обучения сначала в бомбардировочной, а потом истребительной авиашколах, и с 1 июля приступил к строевой службе в составе авиагруппы Шверин (Fliegergruppe Schwerin), носившей почётное наименование «Иммельман» и летавшей на самолётах Эрнста Хейнкеля – пикирующих бомбардировщиках He 50 и истребителях He 51.

В апреле 1936 года Мёльдерса произвели в обер-лейтенанты и перевели в истребительную авиацию, назначив командиром учебной эскадрильи авиагруппы II./JG 134 «Хорст Вессель» (самолёты «Арадо» Ar 65 и Ar 68), а в марте следующего года он стал командиром 2-й эскадрильи только что сформированной истребительной эскадры JG 334. Там он летал сначала на бипланах Ar 68, а в начале 1938 года пересел на новый истребитель-моноплан «Мессершмитт» Bf 109B.

​Вернер Мёльдерс возле своего «Мессершмитта», Испания - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Вернер Мёльдерс возле своего «Мессершмитта», Испания

В апреле 1938 года для Мёльдерса началась испанская командировка. Военнослужащие Легиона «Кондор» автоматически получали испанские звания на одну ступень выше, и Мёльдерс по прибытии на Пиренеи стал носить капитанские знаки различия, 24 мая заступив на должность командира 3-й эскадрильи 88-й истребительной группы. Эскадрилья 3.J/88 воевала на бипланах He 51, выполняя в основном вылеты на штурмовку, а в июне прошла перевооружение на «Мессершмитты».

Первую победу Мёльдерс одержал 15 июля, а к 23 августа на его счету было уже пять побед. 15 октября лётчик достиг 10 побед, а 18 октября был произведён в гауптманы и, соответственно, стал носить знаки различия испанского команданте. В последний день месяца Мёльдерс одержал свои 12-ю и 13-ю победы, выйдя на первое место в списке асов Легиона, а 3 ноября записал на свой счёт 14-й сбитый самолёт, ставший его последним успехом той войны. 5 декабря командировка завершилась.

​Bf 109D-1 из состава 3.J/88, который был персональным самолётом капитана (позже команданте) Мёльдерса с июня по декабрь 1938 года. Истребитель несёт типичную «испанскую» двухцветную окраску из светло-серого RLM 63 Grau (в представленном варианте показан зеленоватый вариант этой краски, известный как Grüngrau) на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. Эмблема эскадрильи присутствует только на левом борту, собственное имя самолёта Luchs (нем. «рысь») только на правом, а отметки воздушных побед – по обе стороны киля, и их количество позволяет датировать вариант окраски периодом после 3 ноября 1938 года - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Bf 109D-1 из состава 3.J/88, который был персональным самолётом капитана (позже команданте) Мёльдерса с июня по декабрь 1938 года. Истребитель несёт типичную «испанскую» двухцветную окраску из светло-серого RLM 63 Grau (в представленном варианте показан зеленоватый вариант этой краски, известный как Grüngrau) на верхних и боковых поверхностях при голубых RLM 65 Hellblau нижних. Эмблема эскадрильи присутствует только на левом борту, собственное имя самолёта Luchs (нем. «рысь») только на правом, а отметки воздушных побед – по обе стороны киля, и их количество позволяет датировать вариант окраски периодом после 3 ноября 1938 года

Всего в Испании ас выполнил около сотни боевых вылетов и одержал 14 официально подтверждённых побед. Ещё одну заявку ему не засчитали, что ничуть не помешало нанести её на киль самолёта вместе с подтверждёнными. По возвращении в Германию Мёльдерс стал инспектором истребительной авиации и на основании своего испанского опыта «пролоббировал» переход от трёхсамолетных звеньев к тактике использования пар истребителей.

На строевую службу Мёльдерс вернулся в марте 1939 года и был назначен командиром эскадрильи 1./JG 133 (прежняя эскадра JG 334 была сначала переименована в JG 133, а в мае 1939 года – в JG 53, пройдя перед началом Второй мировой войны перевооружение на новейшие Bf 109E).

По плану вторжения в Польшу JG 53 оставалась для прикрытия западной границы Германии, и 3 сентября, со вступлением в войну западных союзников, тоже оказалась на фронте. Утром 8 сентября Мёльдерс участвовал в первом воздушном бою с французскими «Хоками» H.75 из авиагруппы GC II/4, после которого разбил свой истребитель при неудачной вынужденной посадке, повредив при этом спину. Тем не менее, уже 19 сентября он вернулся к полётам, а на следующий день одержал свою первую победу во Второй мировой войне.

26 сентября в составе JG 53 была сформирована III группа, во главе которой поставили гауптмана Мёльдерса. Через несколько недель она достигла боеготовности, и 30 октября 25-летний командир группы, которого подчинённые удостоили прозвищем «Папаша» (Vati), открыл её боевой счет, одержав свою вторую победу. Третью он заявил в декабре, а в марте 1940 года добавил к прежним успехам ещё три победы и стал, таким образом, асом двух войн. Ещё три самолёта Мёльдерс сбил в апреле, став одним из наиболее результативных пилотов «сидячей войны».

«Блицкриг» на западе начался 10 мая, а 14 мая Мёльдерс одержал свою десятую победу во Второй мировой. 27 мая он довёл свой счёт до 20 побед и два дня спустя был награждён Рыцарским крестом – налицо явная преемственность с высшим военным прусским орденом «Пур-ле-Мерит», к которому в 1917–1918 годах также представляли за 20 сбитых.

​Bf 109E-3 из штабного звена группы III./JG 53, на котором гауптман Мёльдерс летал в конце мая 1940 года. В последних числах месяца эта прослужившая уже не менее полугода машина стала резервным истребителем лётчика, а в основном он летал на более новом Bf 109E-4 с такими же шевронами на борту. Самолёт в экспериментальном камуфляже, испытывавшемся в JG 53 осенью 1939 года и наносившемся затем и на машины более поздних поставок. Наибольшее распространение получила его классическая впоследствии трёхцветная разновидность, а машина Мёльдерса была покрашена упрощённо. Нижние поверхности окрашены традиционной голубой краской RLM 65, базовый цвет верхних и боковых поверхностей – серый с зеленоватым отливом RLM 02 Grau, а «спина» фюзеляжа и отдельные пятна на боковых и верхних поверхностях зелёные. К сожалению, имеющиеся фотографии не позволяют определить, были ли это специально нанесённые пятна RLM 71 Dunkelgrün (показан именно этот вариант) или же следы от не полностью закрашенного зелёно-зелёного заводского камуфляжа из RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71. На капоте эмблема эскадры, по обе стороны киля отметки 18 побед, одержанных лётчиком к 25 мая - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Bf 109E-3 из штабного звена группы III./JG 53, на котором гауптман Мёльдерс летал в конце мая 1940 года. В последних числах месяца эта прослужившая уже не менее полугода машина стала резервным истребителем лётчика, а в основном он летал на более новом Bf 109E-4 с такими же шевронами на борту. Самолёт в экспериментальном камуфляже, испытывавшемся в JG 53 осенью 1939 года и наносившемся затем и на машины более поздних поставок. Наибольшее распространение получила его классическая впоследствии трёхцветная разновидность, а машина Мёльдерса была покрашена упрощённо. Нижние поверхности окрашены традиционной голубой краской RLM 65, базовый цвет верхних и боковых поверхностей – серый с зеленоватым отливом RLM 02 Grau, а «спина» фюзеляжа и отдельные пятна на боковых и верхних поверхностях зелёные. К сожалению, имеющиеся фотографии не позволяют определить, были ли это специально нанесённые пятна RLM 71 Dunkelgrün (показан именно этот вариант) или же следы от не полностью закрашенного зелёно-зелёного заводского камуфляжа из RLM 70 Schwarzgrün и RLM 71. На капоте эмблема эскадры, по обе стороны киля отметки 18 побед, одержанных лётчиком к 25 мая

Утром 5 июня ас одержал 24-ю и 25-ю победы, а вечером выполнил свой 133-й с начала войны боевой вылет и провёл 32-й воздушный бой, в котором его противниками были «Девуатины» D.520 из авиагруппы GC II/7. На этот раз удача изменила Мёльдерсу: он был сбит, приземлился на парашюте в расположении французских войск и попал в плен.

На этом боевая карьера лётчика могла и завершиться, но через несколько недель Франция капитулировала и по условиям перемирия должна была в одностороннем порядке освободить всех военнопленных. Мёльдерс был в группе пленных, передача которой состоялась 30 июня. На следующий день его направили в запасную истребительную группу Мерзебург (Ergänzungs-Jagdgruppe Merseburg), примерный аналог советских запасных авиаполков. 19 июля Мёльдерсу присвоили звание «майор», а затем назначили командиром истребительной эскадры JG 51.

27 июля Мёльдерс принял командование этой частью. На следующий день в первом же боевом вылете он участвовал в воздушном бою со «Спитфайрами» 41-й эскадрильи RAF и одержал первую победу в новой должности, но и сам был ранен. Добить его англичанам не дали ведомые, и командир эскадры благополучно дотянул до французского берега, совершив вынужденную посадку с убранным шасси.

7 августа он сбежал из госпиталя в часть, но к полётам был допущен только в конце месяца. 31 августа ас одержал 30-ю победу, а 20 сентября довёл свой счёт до 40 и на следующий день был награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. 22 октября он одержал 50-ю победу, 25-го произведён в оберст-лейтенанты (подполковник) и закончил год с 55 победами на счету.

​Bf 109F-1 (W.Nr. 5628), который с октября и по крайней мере до декабря 1940 года был персональным самолётом командира JG 51 майора (позже оберст-лейтенанта) Мёльдерса. Один из самых первых «Фридрихов», этот истребитель несёт стандартный камуфляж 1940 года с красками RLM 70 и RLM 02 на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних и боковых. Борта слегка затемнены размытыми пятнами RLM 02 и RLM 70. Жёлтые элементы быстрого опознавания появились на немецких истребителях в августе 1940 года и быстро приобрели популярность. Тактические обозначения на борту отсутствуют, зато отчётливо видны следы от смытых или закрашенных цветом RLM 65 заводских кодов. Отсутствие шевронов, используемых лётчиком на всех своих предшествующих и последующих самолётах в бытность командиром эскадры, нельзя объяснить временным или экспериментальным характером использование истребителя, т.к. параллельно с ним ас летал и на старом Bf 109E-4, также лишённом тактических обозначений. Зато отметки о победах присутствовали на рулях поворота обеих машин, и в обоих случаях только с левой стороны. На «Эмиле» они были простыми чёрными прямоугольниками, а на этом и последующих «Фридрихах» западного фронта над каждой «маркой» писали дату победы и символ национальной принадлежности сбитого самолёта - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Bf 109F-1 (W.Nr. 5628), который с октября и по крайней мере до декабря 1940 года был персональным самолётом командира JG 51 майора (позже оберст-лейтенанта) Мёльдерса. Один из самых первых «Фридрихов», этот истребитель несёт стандартный камуфляж 1940 года с красками RLM 70 и RLM 02 на верхних поверхностях и RLM 65 на нижних и боковых. Борта слегка затемнены размытыми пятнами RLM 02 и RLM 70. Жёлтые элементы быстрого опознавания появились на немецких истребителях в августе 1940 года и быстро приобрели популярность. Тактические обозначения на борту отсутствуют, зато отчётливо видны следы от смытых или закрашенных цветом RLM 65 заводских кодов. Отсутствие шевронов, используемых лётчиком на всех своих предшествующих и последующих самолётах в бытность командиром эскадры, нельзя объяснить временным или экспериментальным характером использование истребителя, т.к. параллельно с ним ас летал и на старом Bf 109E-4, также лишённом тактических обозначений. Зато отметки о победах присутствовали на рулях поворота обеих машин, и в обоих случаях только с левой стороны. На «Эмиле» они были простыми чёрными прямоугольниками, а на этом и последующих «Фридрихах» западного фронта над каждой «маркой» писали дату победы и символ национальной принадлежности сбитого самолёта

После окончания «Битвы за Британию» воздушные бои на западном фронте стали менее интенсивными, но отнюдь не прекратились. В феврале Мёльдерс снова стал асом №1 в люфтваффе, а всего за первое полугодие 1941 года командир JG 51 одержал 13 воздушных побед, доведя свой счёт до 68. В конце мая подразделения эскадры начали сначала отводить в Германию, а затем перебросили на восток для участия в операции «Барбаросса». Всего к тому времени Мёльдерс успел совершить 238 боевых вылетов и провёл 70 воздушных боёв (без учёта Испании).

22 июня 1941 года, в день вторжения в Советский Союз, Мёльдерс одержал четыре воздушные победы и был награждён следующей степенью Рыцарского креста – с Мечами. 30 июня его личный счёт перевалил за 80 побед, и «Папаша» стал первым лётчиком в истории, превысившим достижения лучшего аса Первой мировой войны Манфреда фон Рихтгофена.

​Более поздний «Фридрих», на котором Мёльдерс летал на Западном фронте. Кроме наличия шевронов, отличается полностью жёлтым рулём поворота и эмблемой эскадры — головы сокола, которую ввели в середине апреля 1941 года - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Более поздний «Фридрих», на котором Мёльдерс летал на Западном фронте. Кроме наличия шевронов, отличается полностью жёлтым рулём поворота и эмблемой эскадры — головы сокола, которую ввели в середине апреля 1941 года

В июле ас продолжал летать и сбивать неприятельские самолёты с той же интенсивностью, и 15 июля одержал свою 100-ю и 101-ю победы, за что получил Рыцарский крест с Бриллиантами за №1.

20 июля его произвели в оберсты (полковник), а 6 августа назначили командующим истребительной авиацией (General der Jagdflieger). На этом после 330 боевых вылетов (порядка 430 с учётом Испании) и 101 (115) официальных побед его карьера лётчика-истребителя завершилась, но в неофициальном порядке он ещё неоднократно летал в бой во время инспекционных поездок по истребительным группам Восточного фронта. В отчётах других пилотов были упоминания о как минимум нескольких воздушных победах, одержанных командующим (по ходившим тогда слухам, их было в сумме не менее 30), но ни одна их них официально ему не засчитывалась.

​Bf 109F-2, на котором генерал-дер-ягдфлигер оберст Мёльдерс летал в августе 1941 года. Самолёт показан в камуфляже образца 1941 года с использованием тёмно-серой краски с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrün, более светлой серой с фиолетовым отливом RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau. Это была либо машина, сохранившаяся со времён командования JG 51, либо новый аппарат, полученный уже на новой должности и просто получивший обозначения, идентичные более ранним истребителям. Как и в предыдущем случае, отметки о победах были только на левой стороне руля поворота - Цвета военного неба: «Мессершмитты» папаши Мёльдерса | Warspot.ru
Bf 109F-2, на котором генерал-дер-ягдфлигер оберст Мёльдерс летал в августе 1941 года. Самолёт показан в камуфляже образца 1941 года с использованием тёмно-серой краски с зеленоватым отливом RLM 74 Graugrün, более светлой серой с фиолетовым отливом RLM 75 Grauviolett и светло-серой RLM 76 Lichtblau. Это была либо машина, сохранившаяся со времён командования JG 51, либо новый аппарат, полученный уже на новой должности и просто получивший обозначения, идентичные более ранним истребителям. Как и в предыдущем случае, отметки о победах были только на левой стороне руля поворота

В середине ноября Мёльдерс находился в командировке в Крыму, когда пришло сообщение о смерти генерал-инспектора Эрнста Удета. 22 ноября Мёльдерс вместе со своим адъютантом на борту бомбардировщика He 111 из эскадры KG 27 «Бёльке» вылетел в Берлин для участия в похоронах. В районе Бреслау один из двигателей самолёта отказал, и пилот принял решение садиться на местном аэродроме, несмотря на плохую погоду, но переоценил свои возможности. В этой катастрофе погибли три человека, в том числе и Вернер Мёльдерс.

28 ноября аса испанской и Второй мировой войн похоронили на берлинском кладбище рядом с Рихтгофеном и Удетом. Имя аса было присвоено эскадре, которой он в своё время командовал. Не забыли «Папашу» и в ФРГ, в 1973 году присвоив его имя 74-й истребительной эскадре. Но в самом конце XX века прошла очередная крупная кампания по денацификации армейской и политической истории, в ходе которой в 1998 году парламент запретил оказывать любые почести бывшим солдатам и офицерам Легиона «Кондор», и в 2005 году приказом министра обороны почётное именование JG 74 было официально отменено.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прототип турели с самозарядным дробовиком от Lobaev Arms упоминался ранее. Если кто запамятовал, или пропустил, то может увидеть данный прототип на вот этом видео . А теперь посмотрим на израильский вариант представляющий собой сопряжение РЛС с АФАР RPS-42 от компании DRS RADA ...
Карикатура на реформу правописания большевиков 1918 года: вон из языка изгоняются устаревшие буквы "ять", "фита", "ижица", "i десятеричное", "ер" на концах слов. В конце декабря (начале января 1918-го по новому стилю) нарком просвещения Анатолий Луначарский подписал декрет о ...
Полностью здесь , и вполне логично: обращаясь к Вл. Онуфрию, которого еще вчера клеймил чуть ли не как личного врага, "лучший шанс" дает понять, что ради освобождения морячков готов переступить через личное, справедливо рассудив, что если Владыка не  откликнется на ...
Здравствуйте уважаемые. i> "...разруха не в клозетах, а в головах." М. А. Булгаков. «Собачье сердце» "Куда идешь? В уборную иду." В. В. Маяковский. «Хорошо!» Ну, чтож… в связи с тем, что каждый год 19 ноября празднуется Всемирный день туалета, не грех еще раз вернуться к ...
И будем теперь эти пресловутые Шушары обсуждать. glenncarstenspeters from Unsplash " title="Photo by glenncarstenspeters from Unsplash " fetchpriority="high" /> Photo by glenncarstenspeters from ...