Current reading: проблемы девушки из хорошей еврейской семьи


Отрывок из мемуаров Розы Винавер (урожденной Хишиной), жены известного еврейского деятеля и одного из лидеров российских кадет Максима Моисеевича Винавера. ИМХО, хорошо показывающий, как менялись нравы в переломную эпоху.
Хишина родилась в Москве в традиционной еврейской семье, и получила религиозное воспитание - правда, с поправкой на обстоятельства места и времени:
Итак, я выросла в очень ортодоксальной обстановке. Всерелигиозные обряды исполнялись очень строго, и мы, дети, их очень хорошо знали. Очень мы боялись нашего еврейского Бога,очень хорошо знали, какие кары за какие прегрешения полагаются.
Одновременно с влиянием той еврейской атмосферы, которая окружала меня в семье, была жизнь вне семьи. Школа сее учителями и подругами, сама Москва с ее народом, театрами, собраниями, все это было русское, чисто русское. Язык наш был чисто русский, даже в семье. И эта русская культура глубоковходила в душу, начиная с самых ранних лет. Еврейского народа мы не знали, мы знали отдельные еврейские семьи, но народ,нас окружавший, был русский. Никакого антисемитизма мы нечувствовали нигде. Мы жили общей жизнью с нашими православными подругами, с нашими нянями, которые водили нас в церковь, с нашими преподавателями; мы проникнуты былирусскими интересами, литературными, историческими.
Будь дело в старозаветные времена, у Розы не было бы никаких хлопот: по достижении брачного возраста ее выдали бы замуж за
Мать моего мужа происходила из раввинской семьи, и отец ее был сыном знаменитого пражского раввина. В семье М. М-ча передавалась легенда о замужестве его бабушки. Мать этой бабушки была просватана за кого-то, которого она, пообычаю, совершенно не должна была до свадьбы видеть и которого случайно и родители ее не знали. Когда жених приехал насвадьбу, он оказался горбатым и хромым. Но делать было нечего:слово было дано, и свадьба состоялась. Когда же бабушку моегомужа сосватали с сыном раввина из Праги, родители ее потребо-вали, для того чтобы не повторилась такая же история, чтобы обестороны обменялись портретами жениха и невесты.
Но, увы, прежнее благочестие к тому времени уже было порушено. Поэтому, окончив школу, Роза Хишина пошла не под венец, а на Высшие женские курсы, где училась, среди прочих, с дочерью Льва Толстого.
Оказавшись на свободе, Роза могла, теоретически, познакомиться и влюбиться в какого-нибудь православного студента. Но добрый еврейский Бог судил иное: ее избранником стал хороший еврейский мальчик из Варшавы, Максим (Мордехай) Винавер, который в 1894 году сделал ей предложение.
Казалось бы, еврейская мама (отец Хишиной к тому времени скончался) должна была быть довольна. Но не тут-то было!
Когда я объявила матери, что хочу выйти замуж за М. М., она категорически зая-вила, что ни за что этого не допустит.Считалось признаком вольного поведения девицы, если она сама себе выбирала спутника жизни. Мать моя так трагично отнеслась к моему про-екту замужества, что даже заболела. Я очень ее любила и переживала тяжелые минуты. С одной стороны страх за ее жизнь, с другой – мое серьезное чувство, которым я не могла пожертво-вать. Мое предстоящее замужество во многом мою мать трево- жило. Либеральные профессии не очень-то уважались в москов-ской крупной буржуазии. К тому же ее беспокоило отсутствие у М. М. религиозности.Все же ее в конце концов как-то уговорили. В особенностина нее подействовал тот факт, что тогда было несколько случаев, что девушки кончали самоубийством, когда родители проти-вились их браку. И она, бедная, согласилась, хотя должна была оставить те мечты, которыми она себя питала на мой счет. Но она поставила условием, что я буду продолжать исполнять всерелигиозные обряды. Она не знала, что я давно от них отошлa.
Итак, молодые благополучно поженились. Казалось бы, все трудности позади. Ан хрен!
И мы покинули Москву. Сначала мы съездили в Варшаву. Весь круг моего мужа в Варшаве был возмущен, что он женилсяна «москальке», как они меня называли. Никто не хотел говорить со мною по-русски.
Семья, из которой происходил М. М., была из так называе-мых «поляков Моисеева закона».
Дед его был председателемеврейской общины в Варшаве, что не мешало ему и его семье быть вполне ассимилированными.
Поляки Моисеева закона, усвоившие кодекс настоящей польской девушки - пожалуй, лучшая часть этой истории.
P. S. Пожалуй, добавлю еще одну историю - про то, как евреи русских детей
Мы живали в деревне только летом, но однажды мы решилипровести Рождество в деревне. Решили устроить в школе для де-ревенских детей елку. Получилась чудесная елка, и в деревне все были в восторге, не только дети, но и взрослые, которые ввиду отсталости нашего уезда никогда елки не видали. На елку были приглашены окрестные священники, за исключением одного,который славился своими интригами. И вот этот священник написал донос на школу, что она проникнута слишком прогрессивным духом и что в ней устроили елку, не испросив на то предварительного разрешения. Нам то было все равно, но бедный нашсвященник очень пострадал, был вызван к благочинному и елеотделался выговором. А то его хотели сослать в дальний уезд.
|
</> |