Беседы о феминизме и образовании
o_aronius — 10.09.2019 Два разговора о феминизме и еврейском образовании, состоявшиеся в блоге уважаемого и интересного (без всякой иронии) человека.Поскольку в мордокниге все исчезает и ничего не найти, сохраню их здесь, для истории.
Ув. собеседник 1. Мне думается, кто-то решил, что если женщины будут работать, то будет больше поступлений в казну. Так и появился феминизм.
Аз, многогрешный. Женщины работали всегда. На тяжелых низкооплачиваемых работах. "Феминизм" начался, когда женщины решили, что имеют право и на другие профессии.
Ув. собеседник 2. Феминизм вообще не начался с женщин. Феминизм начался с идей западных кабинетных философов о матриархальном обществе.
В действительности он не улучшил, а ухудшил положение женщин, создав для них иллюзию улучшения.
Аз, многогрешный. Действительно, бабы, они ведь тупые. Не понимают, что от возможности получить образование, работать по любой специальности или избирать и быть избранными им только вред один.
Ув. собеседник 2. Все было совершенно не так. Тот взгляд на феминизм который вы предлагаете крайне примитивный. Он не учитывает реалий конца второй половины 19-начала 20 века.
Образование тогда вообще мало кто мог получить это было дорого и недоступно для большинства людей, не только для женщин. При этом образованные женщины были. При этом были всякие интересные страны, типа Швеции, где уровень грамотности был очень высок. В общем все не просто.
Возможность работать по любой специальности во времена когда большинство людей было занято натуральным хозяйством, а разнообразие специальностей было очень скромным, при этом часто эти специальности были сопряжены с опасностью для здоровья вряд ли будоражила умы женщин. Как вобщем-то и многих мужчин.
Избирать и быть избранными тогда могли так же далеко не все мужчины, а голос их мало что решал.
Ну и к тому же, я понимаю что вам это покажется пещерной дикостью и варварством, но в те времена большинство женщин не очень задумывались о карьере и возможности избирать и быть избранными - их главным приоритетом был домашний очаг и воспитание детей. Они не были дурами, как вы выразились, это была их система ценностей..
Аз, многогрешный. Т.е. тогдашние женщины, стремившиеся в университеты (куда в России, к примеру, их не принимали), или боровшиеся за избирательное право (суфражистки) на самом деле не были женщинами? Или поступали вопреки своей системе ценностей?
Насчет специаальностей, опасных для здоровья, это вообще анекдот. Или вы полагаете, что таскать вагонетки в угольных копях было менее опасно, чем работать инженером или присяжным поверенным? Работать на спичечной фабрике, где работники травились фосфором - опасней, чем заседать в парламенте? Гореть заживо на текстильной фабрике - опасней, чем быть врачом?
Продолжение, возможно, последует.
Ув. собеседник 3. Ашкеназское раввины включили женщины в мир заповедей. Хасидская революция дала путь для широкого женского образования.
Аз, многогрешный Это о чем? У хасидов женского образования было столько же, скольку у миснагедов, сиречь приблизительно ноль. Путь же к нему открыли, стыдно сказать, государственные законы о всеобуче. Ну и разные вольнодумцы и апикойресы, начавшие наперегонки предлагать еврейские альтернативы.
Ув. собеседник 3.это все позже. Спор шел принципиальный об обязанности и возможности женщин изучать Тору.
Аз, многогрешный. Споры об обязанностях и возможностях это все теория. Которая без практики мертва. А какая была практика, мы все хорошо знаем. И во время "хасидской революции", и через 50 лет, и даже через 100.
Впрочем, что касается теории, тут тоже ничего нового сказано не было:
Женщине не заповедано изучение Торы, ибо сказано: «Обучайте им ваших сыновей...»[39] – но не сказано «ваших дочерей». И точно так же, как не завещано женщине самой изучать Тору, так не завещано ей учить Торе своих детей. Она освобождена от платы за обучение своих детей и ее принуждают платить за обучение только в том случае, если она состоятельна, и только в качестве благотворительности. Тем не менее, если женщина помогает своему сыну или мужу лично или своим имуществом, чтобы они могли заниматься Торой, она имеет часть их награды, – а награда ее велика, ибо они исполняют, что им заповедано, благодаря ей. Иначе дело обстоит с женщиной, которая сама изучает Тору, она получает награду, но не такую как мужчина, ибо она делает то, что ей не заповедано.
И хотя женщина получает вознаграждение за изучение Торы, законоучители завещали отцу не учить свою дочь Торе, ибо большинство женщин не настроено учиться и они – в виду бедности знаний – используют слова Торы на пустые разговоры[40]. Если же отец обучает дочь Талмуду, то это все равно, что он учит ее лукавить.
Ув. собеседник 2.Все в нюансах
Продолжение разговора:
Ув. собеседник 2.Начнем с источника, который возможно для Вас не до конца историчен, но он существует: Зихронот ребе Раяца, в которых он собрал семейные предания. Там речь идёт о проблеме учебы женщинами Торы как водоразделе между хасидами и их противниками. Школы появились через сто с лишним лет, но все начинается с теоретических оснований.
Аз, многогрешный. Да не было никакого водораздела! Сару Шнирер поддержали как хасиды (Гурский ребе, кажется), так и миснагеды (Хафец Хаим, р. Гродзенский,). А до этого ни те, ни другие одинакого ничего не делали.
|
</> |