COVID-19 и гипертония. «Попавшие под подозрение» гипотензивные препараты
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Суть новости состоит в том, что опасения по поводу использования очень «популярных» лекарств для снижения артериального давления (АСEI и ARB, расшифровку см. ниже) оказались преувеличенными. Клинические исследования показали, что прогноз СOVID-19 у гипертоников, получающих эти препараты не хуже, а даже лучше, чем у гипертоников, получающих альтернативные лекарства. Далее научно-популярный контекст этой новости, для любознательных и располагающих временем.
Сокращение ACE (angiotensin-converting enzyme; ангиотензинпревращающий фермент) хорошо знакомо кардиологам, да и многим гипертоникам тоже. Дело в том, что ингибиторы этого фермента (ACEI или ACEi ), пожалуй, наиболее часто используемые гипотензивные препараты, т.е. лекарства для понижения артериального давления (различные «...прилы», например каптоприл). Какое это имеет значение в контексте COVID-19? Нельзя сказать, что прямое, взаимосвязь эта достаточно запутана. Но она «напрашивается» - стоит только вспомнить название рецептора для вируса SARS-CoV-2. Сейчас уже почти все знают, а читатели этого блога и подавно, что это ACE2 (ангиотензинпревращающий фермент 2). Нужно сказать, что ACE и ACE2 это разные белки и их функции различны. Но оба этих белка являются «деталями» сложного механизма регуляции артериального давления, который называется «ренин-ангиотензин система» - РАС. Помимо ACE и ACE2 в эту систему входят также рецепторы для ангиотензина II (и другие детали, но это к теме не относится). Препараты, блокирующие эти рецепторы, их называют блокаторами или антагонистами ангиотензина II, также широко используются для лечения гипертонии. Это всевозможные «...сартаны», например вальсартан, их групповое название АRB (angiotensin receptor blockers; антагонисты рецепторов ангиотензина II). Таким образом, при лечении гипертонии идет активное «вмешательство» в РАС, цель которого понизить артериальное давление. Вирус, связываясь с ACE2, также «вмешивается» в функционирование РАС. Хотя в общих чертах известно, как работает РАС, но не до такой степени, чтобы точно предсказать последствия сочетанного действия препаратов и инфекции вирусом SARS-CoV-2 у больных с гипертонией. А принимая во внимание твердо установленный факт – артериальная гипертония это едва ли не самое главное из сопутствующих заболеваний, ухудшающих прогноз COVID-19 – эта неопределённость вызвала серьёзные опасения. Тем более, что в экспериментах на животных было установлено, что эти препараты повышают количество ACE2 в клетках, тем самым увеличивая шанс проникновения в них вируса. Так что основания для опасений были достаточно серьёзными. Вопрос стоял так - нужно ли больным COVID-19 гипертоникам радикально менять гипотензивную терапию – переводить на препараты других групп, которые им показаны в меньшей степени (если принимать во внимание только лечение гипертонии). Конкретных данных для обоснования ответа на этот вопрос не было, но нужно было действовать быстро. Взвесив все «за» и «против» эксперты ВОЗ, и их поддержали ведущие кардиологические общества, рекомендовали не менять гипотензивную терапию у больных COVID-19, независимо от того, какие препараты они принимают.
Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Эксперты оказались правы – опубликованы конкретные данные, свидетельствующие о том, что лечение гипертонии препаратами групп АСEI и ARB у больных COVID-19 не сказывается отрицательно на течении болезни (оригинал статьи здесь: https://doi.org/10.1161/CIRCRESAHA.120.317134 ). Более того, это исследование показало, что риск умереть от COVID-19 у пациентов-гипертоников, получавших АСEI и ARB ниже, чем у больных, которые получали гипотензивные препараты других групп.
|
</> |