Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

топ 100 блогов varandej25.11.2017 Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Так получилось, что Чуйский тракт я осматривал с середины: в прошлых двух частях мы ехали из Акташа на север до перевала Чике-Таман, а в следующих двух поедем из Акташа на юг до самой монгольской границы. К югу Алтай суровеет с каждым километром, становясь холоднее, выше, неприступнее, и за Акташем обретает тянь-шаньскую грандиозность. В первой половине пути на юг осмотрим Курайскую степь и Кош-Агач - столицу Чуйской степи, одного из самых суровых мест, что я видел.

Рано утром я вышел на тракт из ворот гостиница "Авалон" с намерением покинуть Акташ, и вчерашнее наблюдение, что с большим рюкзаком тут берут охотнее, чем налегке, подтвердилось - меня подхватила буквально первая или вторая машина. За рулём ехал деловитый, хорошо одетый алтаец родом из Ело, у которого в Кош-Агаче какой-то туристический бизнес. Вот мимо мелькнули турбаза "Мёны" у поворота на Гейзерное озеро, руины Акташской ГЭС чуть поодаль - всё это я показывал в позапрошлой части. А потом за тёмными таёжными сопками вдруг ослепительно сверкнул белок - скорее всего Куркурек (3982м) на отроге Северо-Чуйского хребта:

2.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Я рассказывал водителю, как вчера завис на Чике-Тамане и уже начинал воноваться, уеду ли оттуда вообще. Водитель невозмутило спросил:
-А монетку ты там оставил?
-Да вот как-то забыл, если честно.
-Так то-то же! Вот мы сейчас будем мимо родника проезжать - там оставь, тогда дальше проблем не будет.
Действительно, вскоре показался родник в гирляндах белых ленточек-джалам, к которым примешивались синие и красные ленточки туристов. Мы вышли, и алтаец добавил:
-Шапку сними! Ты же когда в церковь ходишь, шапку снимаешь?
На камнях у родника мы оставили по монетке, и алтаец едва заметно поклонился природе, не читая молитв. Вот так - традиционной религии среди алтайцев придерживаются даже многие успешные люди, и рискну предположить - даже в первую очередь успешные и образованные люди. Ну а алтайское язычество по сравнению с югорским ещё и отличается гораздо большей открытостью.

3.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Уважив духов, мы продолжили путь, и за первым же поворотом пейзаж начал меняться:

4.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Часть кадров я снял на обратном пути, поэтому там, где небо безоблачное - виды на юг, а где в тревожных тучах - на север. Но в обе стороны пейзаж великолепен:

5.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

6.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Слева от нас тянулся Курайский хребет (другую его сторону я показывал с Улаганского перевала), а справа - один из центральных на Алтае Северо-Чуйский хребет, и в кадре почти исключительно второй: отсюда он несравнимо зрелищнее.

7.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Горы над долиной - это Актру, как называется вершина (4044м), спускающиеся с неё ледники и текущая из них в Чую река. На всех картах и в википедии при этом оно значится как Актуру, но ни от местных, ни от туристов я такого произношения не слышал ни разу. В системе ценностей алтайгуру Актру стоит на противоположном полюсе шкалы с Чемалом: Чемал - "столица" Синего Алтая, куда с окрестных областях ездят надуваться пивом, а на Актру дорога тем, кто что-то понимает. Во всяком случае Актру обладает неким оптимальным сочетанием красоты, суровости, доступности и непопсовости, и хотя некоторые умудряются доезжать туда даже на машине (кто-то рассказывал, как его друг к удивлению алтайцев заезжал в гору задним ходом), в основном это места для пешего похода. По дороге - целых два памятника погибшим в горах: Галине Афанасьевой и другим альпинистам (причём история его появления сама по себе интересная) и новосибирским сноубордистам, разбившимся на вертолёте в 2002 году.

8.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Впереди лежит огромной чашей Курайская степь, предбанник Чуйской степи, стыковочная камера привычного зелёного мира и космических пространств Заалтая. По её краям леса из редких лиственниц, а посредине - пустое степное пространство:

9.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

А приглядевшись, по краям степи можно увидеть рябь, как на песчаном дне реки у мелководья. Это действительно рябь - Курайская степь считается эталоном такого редкого ландшафта, как "гигантская рябь течения". Во время ледниковых периодов с гор то и дело спускались мощные ледники и перекрывали Чую, и на смену Курайской и Чуйской степям приходили Курайское и Чуйское озёра. Потом ледники таяли или прорывались, вода двух озёр устремлялась вниз грандиозным потоком и намывала такую огромную рябь, что поурыться почвой и порасти травой она успевала быстрее, чем развеяться ветром.

10.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Лучше всего эта рябь сохранилась у речке Тете на юге долины, и особенно зрелищна с воздуха - ни дать ни взять речное дно, обнажившееся засушливым летом. Но страшно представить, как размеров раки скрываются в этой тине...

10а.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

В середине Курайской степи - пара сёл Курай и Кызыл-Таш, суммарно чуть более тысячи жителей:

11.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

А на дальнем краю долины - пожалуй самое зрелищное на Алтае обоо, похожее на странное живое существо:

12.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

В придорожных сёлах к нам махали рукой люди на остановках, но водитель никого не брал, мотивируя это тем, что мой рюкзак занял всё заднее сидение. Мы договорились на 200 рублей до Куехтонарки, и когда у него не нашлось сдачи с 500 рублей, он лишь махнул рукой и посмеялся: "Вот! Других пассажиров меня лишил, сам заплатить не моежешь! Ладно, давай, удачи тебе!" - судя по машине и общей уверенности в себе, пассажиров он возил для души, а деньги с них брал для порядку.

13.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Куехтонарка - это маленькая речка, впадающая в Чую, и в её устье стоит небольшая турбаза. Я прочёл перед поездкой, что здесь сохранилась пара древних плавильных печей, и направился их искать к берегу Чуи. Что в Курайской степи, что в этом её преддверии - удивительные пейзажи сухой земли и редких лиственниц: так я всегда представлял себе Якутию, и что-то подобное мне ещё предстояло увидеть на Монгольском Алтае.

14.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

За Чуей стоял древний город - я видел "рябь течения", похожую на остатки валов, а среди неё - бесчисленные курганы. Скорее всего, у этого города не было стен, дворцов, улиц - а были лишь юрты, в самой пышной из которых жил скифский вождь, весь род которого остался в истории длинной цепочкой курганов. Я подумал, что раз городище за рекой, то и печи скорее всего там...

15.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

...поэтому передохнув на берегу, побрёл назад ни с чем. И лишь дома, сверяя свои фотографии с интернетовским, я понял, что отдыхал прямо у этих самых печей - вот они, красноватые от ржавой накипи вогнутые камни на крутом берегу.  Куехтонар - скоращённое Куек-Тан-Ар, что в переводе значит примерно "Бронеремонтное". Где-то тут есть выходы железа, для современной металлургии слишком мелкие, а для тогдашней достаточно доступные, поближе к ним скорее всего поселились скифы из курганов за Чуей, ну а конкретно в этих печах огонь горел уже при тюрках, около 1000 лет назад. Реплики таких печей в натуральную величину я видел когда-то в Казахстане, в музее горного дела степного посёлка Жезды, но под этим камнями реально тёк металл, ставший кольчугами и латами грозных кочевников.

16.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Не зная, что искомое таки найдено, я вышел на пустую дорогу с невесёлыми мыслями: и нафига было слезать? Сейчас бы уже до Кош-Агача доехал и съездил бы из него ещё куда-нибудь. Однако видимо монету клал да шляпу снимал у родника я не напрасно - минут через 40 меня подобрала машина, которую вела интеллигентная алтайка, на заднем сидении ехали симпатичные молодые парень и девушка, а багажник был заполнен коробками книг. Женщина, звали её Людмила, оказалась учительницей из сельской школы посёлка Бельтир, и везла из Барнаула груз книг для сельских библиотек Чуйской котловины. Доехать за день ей не удалось, и ночевали они где-то между Акташом и Кураем. А по дороге Людмила подрабатывала маршруткой - как я понимаю, здесь очень отработан частный извоз и расценки от села до села фиксированные. Что ж, для людей, занимающихся таким благородным делом, денег мне было бы не жалко, даже если бы я был идейным автостоп-ортодоксом. Дальше как водится пошли интересные разговоры - на алтайскую интеллигенцию мне в эту поездку очень везло.

17.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Пейзаж, между тем, за полчаса пути вновь переменился - из Якутии мы попали прямиков в Среднюю Азию. Это Чаган-Узун, туристы его называют Марс, и где-то в стороне от тракта тут есть скалы инопланетных цветов. Такими их сделали ртутные руды, которыми Алтай вообще богат - я уже показывал остатки ртутных рудников Акташа, а геологи не сговариваясь видели признаки ртути на картине "Озеро горных духов" Чороса-Горкина, написанной и вовсе близ Аккема. Одним из этих учёных был Иван Ефремов, который работал на Улаганском тракте, другим - томский студент Владимир Пышкин, который и открыл в 1931 году Чаган-Узун. Рудникам здешним, впрочем, повезло ещё меньше, чем акташским - даже при Советах добыча несколько раз стопорилась и возобновлялась, пока окончательно не замерла в 1976 году. Теперь Алтайский Марс и заброшенные рудники - место весьма популярное у туристов, но я им пренебрёг, решив, что насмотрелся подобных ландшафтов на Мангышлаке, в Таджикистане, в Киргизии...

17а.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Чаган-Узун - последние ворота Чуйской котловины, разверзшейся вокруг на очередном повороте дороги. Вид её действительно грандиозен - плоская степь, на горизонте упирающаяся в тёмные горы с ослепительными белками вершин. Изнутри Чуйская степь кажется круглой, хотя на самом деле её размеры примерно 70 на 40 километров, но горы, в какую сторону ни взгляни - одинаково незыблемы и грандиозны. На переднем плане - алтайское кладбище без явных признаков какой-либо религии:

18.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

На самом деле по своим пейазажм Чуйская степь - это уже типичная Монголия, как предстояло убедиться мне уже через пару дней, и в совокупности я бы назвал это всё Заалтай, хотя вроде и нет такого географического термина. Людмила свернула с тракта в первое на равнине село Орталык (Срединное), куда везла из Барнаула половину книг и паренька, видимо отвечавшего за их получение. В Орталыке живут те же алтайцы-теленгиты, что на Улагане или в Усть-Кане, но на сёла остального Алтая он разительно непохож:

19.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Примета Чуйской степи - дома с плоскими крышами, скорее всего довольно старые, потому что сейчас их осталось мало. Не вполне очевидно, что здесь, а не где-нибудь в калмыцких пустынях - самое засушливое место России, я видел цифры 120, 80 и даже 60 миллиметров осадков, так что во всём бывшем СССР меньше дождей выпадало разве что на Каракумы. Страшная сухость сочетается со страшным холодом - средняя температура января здесь -36 градусов, -50 бывает практически ежегодно, а абсолютный рекорд -63. Безморозный период в Чуйской степи 50-70 дней, немногим длиннее, чем в Норильске. Это одно из самых малопригодных для жизни мест России, и тёмный лес на фоне белых снегов горы Ирбисту (3967м) кажется чудом:

20.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Но он здесь такой один, как самые северные в мире леса на Таймыре. Вот эти два дерева у святого источника - последние до самого Улгия:

21.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Есть в селе и такие вот однотипные домики - это память о Чуйском землетрясении 2003 года, разрушившем по долине немало сёл. Бельтир, родное село Людмилы, и вовсе было перенесено на новое место, и застроено в основном примерно такими же домами. Я спросил Людмилу, на что было похоже землетрясение, и она была попыталась мне это объяснить, но просто не смогла. Что мстных на эту тему не разговоришь, отмечал не я один, и вспоминая куда как более словоохотливых беженцев с Донбасса, я задумался, что стихийное бедствие может быть и страшнее, чем война. При том, что тогда обошлось без погибших.

22.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Выехав из Орталыка, мы продолжили путь на Кош-Агач, и вдруг по левую руку я увидел посреди степи у безжизненных гор обоо, менгиры, каменное кольцо... и попросил остановиться. В машине нас осталось трое -  помимо нас с Людмилой ещё девочка 16 лет, ехавшая также в Бельтир, и за 100 рублей я договорился, что они подождут меня минут 20.

23.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Что это такое - Людмила не знала: в коем-то веке мне встретились крещёные алтайцы, которых на самом деле не меньше, чем язычников. О многообразии алтайских религий у меня есть отдельный пост, но если вкратце - тут сущесвует два вида язычества: "традиционное" шаманство и оформившийся в начале ХХ века бурханизм с запретом обращаться к духам Нижнего мира и ожиданием бурхана-Спасителя.
Два обоо разного размера отмечали границы святилища на трассе:

24.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Судя по всему, святилище появилось недавно - ни в одном путеводителе о нём нет упоминаний, и даже тропы к нему в сухой степной траве ещё не натоптаны. От большого обоо я направился к трём менгирам:

25.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Один из которых оказался идолом с потемневшими губами, смазанными то ли не кровью (если тут "обычные" шаманисты), то ли молоком (если тут последователи Белого Бурхана). К святилищу явно относится и небольшой аильчик поодаль, а за ним видеются ворота Чуйской котловины:

26.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Чуть поодаль - джаламы. За неимением веток, на которые их можно привязать - специально для белых лент натянута верёвка:

27.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Ну а самой впечатляющей частью святилища было каменное кольцо из довольно увесистых глыб со следами сажи. В воздухе над ним висел едва заметный запах каких-то жжёных трав и масел:

28.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Современный языческий храм - это действительно потрясающе! Не мёртвые святилища, где молились тюрки и скифы, а нечто живое, куда приходит поговорить с древними богами современный человек, отключая смартфон при входе. Более того, вполне может быть, что подобные святилищ на Алтае гораздо больше, но лишь в голой Чуйской степи такое видно издалека. А может бурханисты специально воздвигли жервтенник на таком видном месте - до революции в Чуйскую котловина их "белая вера" так и не дошла, зато "традиционное" шаманство тут сохранилось лучше всего на Алтае, во всех концах которого знают чуйских шаманов из села Кокоря.

29.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

В Чуйской долине сложно понять, спускаешься ты или поднимаешься - дорога вроде бы ведёт вниз, а пейзаж становится всё более суровым. На самом деле в этом нет противоречия: зимой здесь скотину гонят в горы, летом - на дно долины, и когда в горах -25, то внизу может быть и все -40. Зимой Чуйская котловина превращается в гигантский омут, куда стекает холодный воздух с гор, не прогреваясь до самого лета - это называется "климатическая инверсия" и в Сибири бывает не так уж и редко. На самом дне долины, на высоте 1700 метров над уровнем моря, раскинулся Кош-Агач - самый большой (9,2 тыс. жителей) и богатый из алтайских райцентров:

30.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Кош-Агач в переводе значит Двойное дерево, и не у того ли родника под Орталыком он зародился изначально? Я уже рассказывал о том, как начинался Чуйский тракт - после того, как эти горы в 1756 году оказались в составе России, ещё несколько десятилетий процессия дербетов (монгольское племя) и буддийских лам бочком-бочком ходила вдоль границы к Белухе, чтобы в случае чего нырнуть за китайский пикет. Теленгиты поначалу может быть их грабили, а может быть молились вместе с ними, но поднакопив у себя русских товаров, стали выходить к процесси на торг. Так в верховьях речки Уландрык, где процессия обычно делала привал, возникла меновая ярмарка, с которой теленгиты ехали к русским торговать китайским товаром, а дербеты - к китайцам с товарами из России. До властей информация о ярмарке дошла в 1788 году, а Кош-Агач как постоянное поселение в более удобным месте оформился к 1801 году. Паломники сюда ходить перестали, а вот купцы из Поднебесной и подвластный ей степей сделались желанным гостем. Русские до поры до времени ждали теленгитов на севере нынешней Республики, но с середины 19 века и сами начинали водить караваны в Чуйскую степь: первыми были Токарев из Змеиногорска и Хабаров из Бийска, и именно бийские купцы к началу ХХ века держали чуйскую торговлю, на вырученные деньги строя роскошнейшие в Сибири пассажи и особняки. В 1870-м годам в Кош-Агаче уже была уже крупная русская колония с десятками складов, где даже построили Петропавловскую церковь (1874) - на старом фото не могу понять, каменную или деревянную. И сам факт того, что она здесь была, вызывает не меньшее восхишение, чем русские казармы и церкви на Памире.

30а.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

На рубеже веков в Чуйскую котловину пришёл ещё один народ - казахи Среднего жуза. Добирались они сюда весьма кружным путём: два длинных "языка" казахской ареала глубоко уходят в Китай вдоль Чёрного Иртыша и Тянь-Шаня. В 1860-80-х годах там стало неспокойно: Синьцзян сотрясали регулярные восстания мусульман - тюрок таранчи (уйгуров) и китайцев-дунган (хуэй) против Цинского Китая. Казахов эти волнения вроде бы не касались, но (я слышал разные версии) китайцы то ли пытались их подключить к подавлению восстаний, то ли отдавали их кочевья в уделы военачальникам и чиновникам, но казах на то и кочевник, что имеет возможность просто уйти. С тех же 1860-х годах казахи стали оседать в верховьях Кобдо и Бухтармы. Бухтарминские казахи из племён найманов и уаков стали полноправными поддаными Российской империи и обжившись, понемногу начали теснить теленгитов с горных джайляу, через Укокское плато всё активнее проникая в Чуйскую степь. Теленгито-казахские войны, наверное, были ничтожны по меркам Большого мира, но в памяти малочисленных алтайцев остались трагедией. Массовый выброс казахов в Чуйскую долину случился в 1913 году, когда Монголия закончила свою войну за независимость покорением долины Кобдо. Казахи из рода киреев, жившие там второе поколение, в той войне поддержли Китай, что было для них вполне закономерно - пусть лучше метрополия будет неописуемо далеко, чем за соседней горой, да и с ойратами (джунгарами) вражда у них была давняя. Вдобавок, казахи надеялись, что Китай выгонит монголов с Кобдо, оставив эту землю им. Но победили монголы, и как нетрудно догадаться - дальше началась резня. По такому случаю Россия открыла границу и приняла беженцев, многие из которых так и остались в Чуйской степи. Её север теперь чисто алтайский, а на юге сёла двух народов стоят через одно, и всё-таки казахов тут немного больше, чем алтайцев - 54% населения, около 10 тысяч человек. Но взаимная неприязнь осталась, и при Советах её пытались вылечить Стелой Дружбы Народов на въезде в Кош-Агач:

31.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Здесь же - скульптуры верблюда и яка, самых живучих скотин, которых разводят в этой долине. Но больше Чуйская котловина мне запомнилась коршунами, которые здесь вместо ворон:

32.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Ещё какие-то мне не знакомые птицы долго-долго сидели посреди Чуи:

33.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Сама Чуя здесь широкая и мелкая, почти равнинная река.

34.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Сухие кусты сочетаются с пупырчатой влажной землёй, словно где-нибудь в тундре. Потому что под землёй этой - 90 метров вечной мерзлоты, и есть даже бугры пучения, которые в отличие от северных булгунняхов в алтайских и саянских долинах называются тебелеры.

35.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Рерих сюда не доходил, но здесь он смог бы писать свои пейзажи при помощи фотоаппарата:

36.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Кош-Агач немного похож на Мургаб, немного - на Муйнак, и конечно на степные посёлки казахской и каракалпакской глубинки. Здесь те же печальные высокие столбы вместо деревьев:

37.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

...и проявление ислама, будь то женщина в хиджабе, магазин "халяль" или простенькая мечеть на главной площади:

38.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Ещё одну деревянную мечеть я видел издалека на окраине:

39.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

На базаре продают казахские ковры - скорее всего, из Монголии, где казахское народное искусство сохранилось как нигде в нынешнем Казахстане.

40.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Другая примета Кош-Агачского базара - грузовики с сеном. Как уже не раз говорилось, сенокосы - один из залогов выживания алтайских селян, потому что зимы здесь слишком снежные, чтобы скотина могла копытить. На горах вокруг Чуйской степи тоже есть сенокосы, но они слишком скудны, да и сложно здесь их убрать до снегопадов. Поэтому сено сюда привозят с остального Алтая, по 6-7 тысяч рублей за машину.

41.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

И как же символично, что базар - сердце посёлка, рождённого ярмаркой, и что на этот базар по-прежнему ездит народ с обеих сторон гор. А с парковки у "Марии-Ра" монгольские казахи набирают пассажиров. И хипстерские тренды, принесённые этой сетью супермаркетов с равнины, тут явно не поняты:

42.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

С одной стороны от базара - огромная школа, поставленная на сваи, как где-нибудь на Ямале. Сваи вбиты ниже оттаивающего летом слоя мерзлоты, и не дают растопить её теплу дома.

43.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Администрация - тоже на сваях, благообразно замаскированных под подклет. И первая мысль "Откуда тут Ильич?!" - о том, что это тоже Россия, забываешь здесь ещё быстрее, чем в сёлах Улагана.

44.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

С другой стороны от базара - такой вот впечатляющий воинский памятник-зиккурат:

45.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

И ряд скорее всего раннесоветских домиков. Здесь почему-то очень популярны не плоские, а полувальмовые крыши:

46.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

За "Марией-Ра" огромное деревянное здание, возможно бывшее школой изначально:

47.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Кош-Агач вообще неожиданно богат раннесоветским деревянным зодчеством, при том что деревья здесь не растут:

48.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Даже с резными наличниками, в сюжетах которых можно увидеть при желании рога маралов:

49.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Что чем тут было - я не знаю. Потеряв ярмарку, Кош-Агач стал перевалочной базой на границе, последними крупным поселением Чуйского тракта, да и без военных и пограничников тут не могло обойтись при Советах. Но вот здесь, например, сейчас детский садик:

50.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Остались даже явно промышленные постройки:

51.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Я бродил по Кош-Агачу в поисках новой Петропавловской церкви, чтобы поговорить с местными русскими, коих здесь не больше (3% населения района), чем в Средней Азии. Местный храм, судя по чужим фотографиям и рассказам автостопщиков, такая же самоделка с добрым и гостеприимный батюшкой. Но алтайцы да казахи попросту не знали, что в Кош-Агаче есть церковь, а я им, спросив двух или трёх прохожих, поверил.

51а.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Тем не менее, язык Кош-Агача - русский. Местные алтайцы и казахи друг друга вполне понимают (а алтайцы и казахи из других мест их понимают не всегда), но между собой, как и народы Средней Азии, предпочитаю говорить по-русски. В общении слегка отрешённый алтаец и деловитый панибратский казах заметно отличаются, а вот "в лицо" определять, кто есть кто, я не рискну. Но гуляя по Кош-Агачу, будешь видеть исключительно азиатские лица - в глубинах Средней Азии русского встретить легче, чем в этом уголке России.

52.
Чуйский тракт. Часть 3: Курайская степь и Кош-Агач

Знаю, что по крайней мере раньше путешественники тут нередко сталкивались с агрессивной шпаной, но видимо это в прошлом - мне Кош-Агач не показался опасным даже под вечер. В 1990-х многие здешние казахи подались в Казахстан, став оралманами, но подавляющее их большинство - вернулись. С алтайцами им ужиться оказалось проще, чем с "материковыми" казахами. Хотя и подтрунивают алтайцы над ними: "где прошли казахи - цыганам делать нечего". И при всей мрачности долины, о богатствах Кош-Агача остальной откровенно нищий Алтай слагает

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это сегодняшний Киев. Точней, его центр и финал ночной вылазки майданеков. За новогодние каникулы боевые отряды отоспались, отдохнули, вернулись и сменили ...
Встречайте блин. Ньют. Из второй части "Чужих". Ага. Эта та, мелкая, которая по мусоркам шарилась до прибытия "спасателей". Ребекка Джордан. Урожденка Ахерона (нед, не шучу, это реальное название ее планеты) ака LV-426. ...
материалы взяты из открытых источников ...
Россия сделала ещё один ход в игре против киевской хунты. Следственный Комитет РФ возбудил дело по сами видите какому факту. Очевидно, что без указаний от российского руководства такое дело вряд ли бы возбудили. Новость хорошая и обнадёживающая. Другие хорошие новости - ниже. 1. Детей ...
Госдума собирается обязать блогеров публиковать личные данные Профильный комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал нижней палате принять во втором чтении законопроект, фактически приравнивающий блогеров к СМИ. ...