"Чук и Гек" (1953)/ Как в 1953 году изобразили Новый год 1939-го
selyanka1 — 28.12.2023
Самый первый советский по-настоящему новогодний фильм, полностью
посвященный празднику, - это "Чук и Гек", снятый в 1953 году
по рассказу Аркадия Гайдара, который первоначально в
1939 году назывался "Телеграмма" и был вообще-то написан в
традициях русского святочного рассказа.
Если вдруг все еще есть люди, которые не читали рассказ и не
смотрели фильм, то сюжет там следующий.
В канун Нового года в московскую квартиру, где проживает
молодая женщина с двумя сыновьями (6 и 7 лет), приходит письмо.
Отец -геолог, посланный начальником экспедиции в
Сибирь, зовёт жену с детьми к себе на Новый год. Спустя
некоторое время дети, в отсутствие матери, получают телеграмму, но
в результате ссоры теряют её и скрывают это. Приехав на место, мать
с детьми не застают в посёлке никого, кроме сторожа, потому что вся
геологическая партия отправилась в тайгу на две недели (об этом и
сообщалось в утерянной телеграмме). Сторож оставляет семью у себя и
отправляется (под предлогом охоты) на лыжах к геологам, затем
приносит и передаёт матери мальчиков ключ от комнаты и письмо от
главы семьи. Вскоре возвращаются геологи и все вместе встречают
Новый год.
В связи с этим можно вспомнить предыдущий пост о фильме 1940 года
"Сибиряки" и том, как в 1935 году решением партии и правительства
Новый год было решено сделать официальным советским праздником, в
том числе детским, конечно. Приказано - сделано. И писатели вскоре
начали по госзаказу писать новогодние рассказы, а кинематографисты
снимать новогодние сцены в фильмах.
Так как события в рассказе развиваются в 1939 году, там,
безусловно, реалии этого самого 1939 года и описаны. Новый год еще
относительно новый праздник, традиции уже зарождаются, но еще
полностью не утвердились, что-то приходит из старых традиций
Рождества и Святок, что-то привносится новой идеологией.
Тем интересней, как Новый год в 1939 году изобразили в 1953,
сняв по рассказу фильм.
Картинки я взяла из раскрашенной версии фильма, которая в цветном
разнообразии хоть и не особо красочна, но тем не менее с моем
личном понимании слегка праздничней черно-белой.
Как и в фильме "Сибиряки", начнем с ёлки и игрушек
Если срубить ёлку в тайге проблем вообще никаких не представляет,
то вот с тем, как ее нарядить, наоборот. В таежной сторожке и
лагере геологов новогодние игрушки не нужны, а магазина, их
продающего, поблизости нет и быть не может. Поэтому все украшения
делаются мамой, а Чук с Геком ей помогают.
Игрушки и гирлянды изготавливаются из бумаги, картона,
тряпочек , ваты и прочих подсобных материалов.
Мама шьет зайчиков и котиков, дети делают домики с крышами из
ваты.
В какой-то момент перед камерой на нитке проплывает череда всех
этих самодельных игрушек
Каким-то удивительным образом маме удается изготовить даже
игрушечного деда Мороза, видимо, она какая-то очень талантливая
рукодельница и мастерица. Ну и кто-то ее когда-то в детстве научил
городским традициям Рождества с украшением ёлки, поэтому она знает,
что надо делать.
Несколько раз показывают близко ёлку и игрушки/украшения на ней
можно подробно рассмотреть.
На этой картинке почему-то видны игрушки. Я думаю, что это ошибка.
Hа самом деле первоначально это были луковицы и шишки в
фантиках/какой-то цветной бумаге. Мама в фильме же прямым текстом
говорит, что игрушек нет и игрушки они будут делать сами. А
нечто в фольге и цветной бумаге использовалoсь в России как
типичные елочные украшения еще до революции.
Ну и самое последнее - уже в сам праздник на ёлке зажигают свечи.
Электричества в тайге в 1939 году точно не было и быть не могло,
поэтому в жизни для освещения использовались пожароопасные
технологии - печка, свечки и керосиновые лампы.
Переходим ко второй части - подаркам. Здесь, в отличие от фильма
"Сибиряки", происходит не награждение всяких отличников и
победителей, здесь именно новогодние подарки, не как награда, а как
именно подарок, причем подарков всего три.
Папа (геолог Серегин) дарит детям какие-то сладости. Может
шоколадки, может вафли или печенье такое. И я думаю, что это уже
устоявшаяся традиция 1953 года, когда стало обычным, нормальным и
чуть ли не обязательным дарить детям на Новый год всякие угощения -
конфеты и мандарины, например. Которые дети, конечно, должны были
заслужить, рассказав стишок или спев песенку, что мы тоже в фильме
наблюдаем. В 1939 году вряд ли такое еще было.
Тем не менее, уже в 1939 годy зарождалась традиция
поднимать шампанское и прочие напитки под бой московских курантов,
что мы и видим в фильме - бой курантов транслируется по
радио.
Сторож Петрович приносит детям в подарок живую белку
А Чук и Гек дарят папе очень особенную вещь - положенную в
особый футляр и повешенную на ёлку письменную клятву, что они
больше не будут скрывать и обманывать, если потеряют телеграмму или
еще что-то неправильное сделают.
То есть этот фильм закладывает детям определенные модели
поведения и ценности, в которых скрывать правду от родителей - это
плохо.
Показан сибирский таежный праздничный стол - чем богаты, тем и
рады...
Ну и, наконец, одежда.
Мода здесь, безусловно, 1950-х годов, а не 1930-х, это даже
видно по модному для советских 50-х платью мамы Чука и Гека.
Тем не менее, быстрой моды в те времена еще не существовало,
тренды каждые полгода не менялись и определенные предпочтения в
одежде сохранялись десятилетиями, особенно хорошо это видно на
мужчинах и в местах не столичных. Тем не менее некоторые отличия
тоже видны, сравнить можно с теми же "Сибиряками"
Никаких рубашек-косовороток мы уже не видим, даже на стороже
Петровиче, одетом в какой-то необыкновенно старомодный костюм. У
всех геологов в загашнике оказались костюмы, а у некоторых даже
галстуки. Видимо, возвращаясь из экспедиции домой, они в том же
поезде переодеваются, дабы иметь "городской" профессиональный
вид, а не выглядеть как не пойми кто из леса...
Тем не менее мы видим один общий с "Сибиряками" предмет одежды
- нечто вязаное, свитер или жилет.
У мамы Чука и Гека есть красивый свитер с растительным
рисунком.
Мужчины часто носят вязаный жилет на рубашку под
пиджаком вместо традиционного городского жилета. Так и удобней, и
теплее.
А еще у геологов есть фартук для кухни и они умеют сами готовить.
Маму как единственную женщину отправили танцевать, а сами
мужчины накрывают на стол
Старомодный костюм сторожа Петровича
А на этой фотографии у гармониста видны унты вместо сапог, ботинок
или валенок. Этнический вариант местной обуви
Платье мамы было описано в посте
Советская новогодняя мода в фильмах 1950-х
Кстати, очень жаль, просто необыкновенно жаль, что фильм так
неярко раскрасили. Вроде и цветным сделали, а красок не видно, все
полусерое какое-то.
Может нейросеть в будущем научат красиво старые
черно-белые фильмы раскрашивать, чтобы было ярко и празднично - как
в жизни было?