Русский Щелкунчик. Метаморфозы

топ 100 блогов selyanka120.12.2023 Русский Щелкунчик. Метаморфозы _900 x 600 3.jpg

В продолжение Русский Щелкунчик. Истоки и Русский Щелкунчик. Бренд Чайковского
     
Итак, из советской в новую российскую действительность Щелкунчик пришел героем самого любимого в мире рождественско-новогоднего балета, который в США, например, стал своего рода национальным достоянием.
Одновременно в качестве немецкой сказки Щелкунчик в мире перестал быть особо популярен, на смену ему именно в литературе пришли другие герои, а в самой Германии начался мощнейший процесс ассимиляции под англосаксов с поеданием последнего куска независимой немецкой культуры под названием бывшая ГДР.
А в Россию с одной стороны как праздник вернулось Рождество, а с другой стороны из-за границы началась новая мощнейшая волна нашествия чужих праздничных традиций - коммерческих от Кока Колы и не только
И нужно стало идти с любимым Щелкунчиком куда-то вперед, к каким-то экспериментам. Что-то искать, как уже когда-то искали с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снеговиками, да даже Снежной королевой.
А вот куда идти?


Книжные иллюстрации
Ну, во-первых, вернулись к истокам - сказке Гофмана. B России началась литературная  щелкунчикомания. Cтало очень модным дарить на Новый год ребенку сказку Гофмана с красивыми картинками. Да и не только ребенку, взрослым тоже такие подарки нравились. Иллюстраций много, все это огромное разнообразие Щелкунчиков я поместила под кат



Русский Щелкунчик. Метаморфозы
Ника Георгиевна Гольц "Щелкунчик" 1994 год

В бандитские 90-е ситуация со сказками Гофмана развивалась достаточно плавно, сказку просто начали печатать снова, без ажиотажа. Ну какой еще сказочный ажиотаж  в 90-е?

Русский Щелкунчик. Метаморфозы
Геннадий Спирин 1996 год
Русский Щелкунчик. Метаморфозы
Ионайтис Ольга Ромуальдовна  2002 год
2009 Анны Гошко Щелкунчик.jpg
Аннa Гошко  2009 год

Но где-то на стыке 2000-х и 2010-х  издание "Щелкунчика" пошло по экспоненте. Публиковать новые книги начали практически каждый год, как перепечатывая иллюстрации заграничных художников, так и делая заказы собственным российским.  А сами истории иногда были сказкой Гофмана, а иногда Чайковского
При этом иллюстрации начали все больше демонстрировать разброд и шатание в образах  - художники начали экспериментировать и отходить от классических изображений героев

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2011 Untitled1.jpg
Максим Митрофанов 2011 год

Вот здесь, например, изображен совсем другой тип орехоколки, с пружиной, которая торчит спереди. А на голове у Щелкунчика опять колпак, причем, если в 1892 году элиты знали про фригийский красный колпак - символ Французской революции, то в сейчас такое для всех - это просто шапочка гнома

2011 Мария Михальская6n.jpg
Мария Михальская 2011 год

Здесь у Щелкунчика какой-то невероятно длинный нос - но это, возможно, влияние балета Шемякина, о котором будет ниже

Валерия Алфеевского 2014.jpg
Валерий Алфеевский  2014 год
Кравчук Валерия Васильевна Щелкунчик. Ночь перед Рождеством 2015.jpg
Кравчук Валерия Васильевна "Щелкунчик. Ночь перед Рождеством" 2015 год

Здесь и далее все чаще видно возвращение к красному цвету костюма советского Щелкунчика - вместо классического фиолетового. Более того, Щелкунчик в красном костюме выглядит все более и более русским

2016 Денис Гордеев2 2016.jpg
Денис Гордеев 2016 год

Здесь тоже какой-то "гном в колпаке" по нынешним визуальным представлениям. Совершено ничего общего с традиционной игрушкой, ну кроме фиолетового костюма, как было в сказке

Михаил Федоров3 2017.jpg
Михаил Федоров 2017 год
Антон Ломаев 2017.jpg
Антон Ломаев  2017 год
UkraineИллюстрации Марины Пузыренко4.jpg
Марина Пузыренко 2018 год
2018 Галя Зинько 900.jpg
Галя Зинько 2018 год
Иллюстрации Анастасии Ранневой 4 2019.jpg
Анастасия Раннева 2019 год
Надежда Фролова 2019.jpg
Надежда Флорова 2019 год

Иллюстрации с игрушкой в открытом доступе не нашлось, только такая

2019 Любаев Петр1 b.jpg
Петр Любаев 2019 год
   

А здесь вообще не немецкий Конфитюренбург, а какая-то русская кондитерская. А Щелкунчик - Пряничный гном. Или Домовой?

Иллюстрации Яны Седовой 2020.jpg
Яна Седова Иллюстрация к англоязычному изданию. 2020 год

Это вообще невероятно смелый образ, где на механической игрушке даже даже колесики и шестеренки вырисованы

Иллюстрации Игоря Олейникова3.png
Игорь Олейников  2021 год

Эта и следующая иллюстрации изображают очень современных девочек, совсем ничего нет из XIX века

Иллюстрации Валерии Елуниной2 2021.jpg
Валерия Елунина 2021 год



Балет
Во-вторых, в классический балет Чайковского пришли революционные изменения.

В 2001 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге случилась новая постановка  "Щелкунчика"  под художественным руководством Михаила Шемякина. Балет приобрел совершенно новый фейерический и фантастический вид.

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2813491_original.png
Балет "Щелкунчик" в постановке Михаила Шемякина.

Вот что по поводу новой постановки написали Известия:
"Новичок в балете, Шемякин дебютировал на сцене Мариинки, поправ законы жанра и утверждая свои: балетный спектакль - торжество сценографа, а не пресловутый союз музыки и танца. Все привычные установки были сметены в один момент в мусорную корзину, и Мариинка произвела на свет мутанта, который к балету, да и в принципе к театру имел мало отношения, несмотря на то что за пультом стоял Гергиев, а на сцене были замечены па и даже подъемы на пальцах. За два прошедших года по поводу "Щелкунчика" исписано немало - костюмное шоу, цирк, книжка с движущимися картинками. Однако все сошлись на том, что родился новый вид сценического искусства - не опера, не балет, а неведома зверушка, и эту революцию общественность отметила "Золотой маской" за сценографию".
Русский Щелкунчик. Метаморфозы Shemyakin 1 Untitled.jpg
Эскиз Щелкунчика Михаила Шемякина к одноименному балету и кукла, сделанная по эскизу
.
Русский Щелкунчик. Метаморфозы Shemyakin Untitled.jpg
Эскизы Михаила Шемякина с балету "Щелкунчик"

"Почуяв перспективу, Шемякин энергично двинулся дальше, решив восстановить в правах Эрнста Теодора Амадея Гофмана как первоисточник своей славы. Все-таки, воплощая сюжет его сказки, композитор Чайковский больше внимания уделил светлым героям, обидев крыс. Да и музыка оказалась настолько хороша, что детские фантазии немецкого романтика отошли на второй план. За брендом "Щелкунчик" более ста лет стояло имя Чайковского. Пока не возник Шемякин. Теперь, когда Мариинка уже приучила к тому, что можно ходить не на Чайковского, а на одноименный балет Шемякина, его автор решил продолжить борьбу за бренд освоением новых территорий. Мрачный питерский мистификатор обнаружил непоставленные абзацы Гофмана (благо, сказка длинная, хватит на целый сериал) и сочинил "Принцессу Пирлипат", чтобы напомнить зрителю, откуда берутся уродцы: спасая от колдовства дурнушку Пирлипат - жертву крысиного надругательства над человеком царских кровей, главный герой вляпался сам и остался с носом во всех смыслах". (Известия)

Газета "Известия" имела в виду новый одноактный балет петербургского композитора Сергея Михайловича Слонимского по сказке Амадея Гофмана про Щелкунчика - "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" (2001) , который Михаил Шемякин тоже поставил на сцене Мариинского театра. Кстати, Слонимский в 2003 году написал еще один балет по этой же сказке -  "Волшебный орех", но его нигде не ставили.

Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство.jpg
Балет "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" (2001) на сцене Мариинского театра

Шемякин не театральный художник, тем более не любитель балета. Он не учитывает едва ли не главноe правилo балетного оформления — костюм должен добавлять краску в образ, но не должен заслонять главное — танец. Как говорят, задача художника — не одеть, а раздеть артиста, обеспечить ему максимальную свободу движения. М.Шемякин же, стараясь не упустить ни одной удобной для наглядного воплощения детали, пренебрегая условностью балетного театра, создает натуралистичные костюмы (вряд ли удобно было танцевать придворным с длинными носами, а некоторым еще и с животами).
Вот что написал по поводу нового балета Петербургский театральный журнал
"Костюмы, а не пластические характеристики становятся главными выразительными средствами при создании ироничных образов персонажей: король неуклюж благодаря толстому накладному животу, превращенная в ужасную куклу красавица Пирлипат страшна уродливой маской и стоящими торчком рыжими косичками. Все здесь находит конкретное выражение. Долгожданное дитя, принцесса Пирлипат, появляется из гигантского, расписанного под Фаберже яйца. К торжественному королевскому пиру на сцену выносят кастрюли, связки колбас. Волшебный орех Кракатук, при помощи которого можно вернуть принцессе былую красоту, — это глазастая пупырчатая летающая тарелка, справиться с которой под силу лишь молодому красавцу Дроссельмейеру.
Если обычно в сюжетном балете танцевальные сцены чередуются с пантомимными, включенными для того, чтобы наглядней обозначить развитие действия, то в этом спектакле пантомимные сцены сменяют друг друга, оставляя слишком мало простора для танца. Даже упоминаемый у Гофмана всеобщий радостный танец на одной ножке по случаю рождения красавицы, похоже, не очень вдохновил Кирилла Симонова — особого разнообразия движений он не придумал, а ограничился "бытовым" перескакиванием с ноги на ногу и вращением на этой самой одной ножке. В сказке существуют яркие противоборствующие миры, но хореограф не подчеркивает их своеобразие пластически, и порой трудно понять, танцуют придворные или крысы (к тому же и те, и другие с длинными носами).
Различие миров проводится в музыке: мелодичное звучание оркестра сопровождает мир людей, компьютерные обработки используются для характеристики крысиного царства. Правда, за массивностью бутафории, декораций и костюмов теряется и музыка"
Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство1.jpg
Балет "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" (2001) на сцене Мариинского театра

Балет про Пирлипат, поправший все правила балета как танца, оказался провальным и на сцене больше не идет. Балет "Орех Кракатук" вообще нигде ставить не стали. А то, что "Щелкунчик" идет в Мариинке по-прежнему в постановке Шемякина, объясняется американской традицией этого балета, который в США еще с Баланчина превратился в веселую семейную постановку на сцене, где куча танцоров- любителей из патронов театра и детей - учеников балетных школ изображает гостей на празднике с помошью танцевальных шагов и крыс с помощью незамысловатых акробатических движений.

Кинематограф

В-третьих, в России начали создавать совершеннно новые кинематографические истории по мотивам сказки Гофмана, причем иногда очень по свободным мотивам. Надо сказать, что эти новые истории начали создавать и в Голливуде тоже, но здесь будет только о российском или условно российском.
В 2001 году Шемякин взялся за создание мультфильма "Гофманиада". Мультфильм стал очень дорогим долгостроем, и в  2015 году режиссер и художник мультфильма разошлись во взглядах. Шемякин заявил, что и режиссура, и музыка, и озвучивание в проекте "не дотягивают до современного уровня" и вышел из проекта. В результате, когда "Гофманиада", наконец, вышла на экраны в 2018 году, за Шемякиным осталось только авторство кукол

Русский Щелкунчик. Метаморфозы Gofmaniada Screenshot 2023-11-27 193.jpg
Кадр из м/ф "Гофманиада". Режиссёр Станислав Соколов, Художник-постановщик Михаил Шемякин, Союзмультфильм 2018 год

Мультфильм "Гофманиада"  абсолютно взрослый, не для детей и не сказка. Он философский

Следующим художественным экспериментом со Щелкунчиком стал мультфильм режиссёра-постановщика Татьяны Ильиной, идею которого она вынашивала много лет, но только в начале 2000-х смогла найти деньги - в Германии
Ильина Татьяна Никитична 1986.jpg
Ильина Татьяна Никитична 1986 год

На картинке вверху видно, как Ильина представляла Щелкунчика в 1980-е годы. В 2004 году изменилась не только визуальная концепция, но и сюжет сказки сильно переписали, а действие перенесли из Германии в Россию. В принципе, получилась новая авторская сказка на тему Щелкунчика

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2004 G9YST.jpg
Кадр из российско-германского м/ф "Щелкунчик" 2004 год. Режиссёр Татьяна Ильина Художники-постановщики Пётр Котов, Игорь Олейников

Затем за эксперименты с Щелкунчиком взялось семейство Кончаловских.

В 2009 году на экраны вышел художественный эксперимент режиссера Егора Кончаловского - 3D-мультфильм "Наша Маша и волшебный орех", в котором авторы первоначально планировали сюжет, основанный на сказке "Щелкунчик", но после долгих переделок превратили историю в самостоятельную сказку  для подростковой аудитории. И вместо механической игрушки Щелкунчика специально для подростков появился значительно более современный робот Гоша, выполняющий в этой сказке  функцию Щелкунчика.
Наша Маша и Волшебный орех 2009.jpg
"Наша Маша и Волшебный орех"  2009 год. Режиссер Егор Кончаловский. Маша и Гоша в человеческом обличье, а внизу робот Гоша, как он выглядит в игрушечном исполнении

Мультфильм зрителям не понравился, как техническим исполнением, так и излишней сексуализацией героев.

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2010 KcYhVWFTr900.jpg
Кадр из венгерско-британского фильма "Щелкунчик и Крысиный Король" 2010 год. Режиссёр Андрей Кончаловский. Художники по костюмам Луиз Стьернсворд и Рустам Хамдамов. Обратите внимание, что Щелкунчик чем-то слегка напоминает американского солдата, причем образ очень милый и не страшный

А в 2010 на сцену вышел Андрей/Андрон Кончаловский с фильмом "Щелкунчик и Крысиный Король", где сюжет тоже  переписали. На этот раз  в сторону "борьбы с тоталитаризЬмом" . Согласно утверждению на официальном сайте Андрея Кончаловского, он работал над фильмом 40 лет
"Борьбу с тоталитаризЬмом" профинансировал Голливуд, хотя создателями указаны  Венгрия и Британия. Россия в фильме была представлена крайне ограниченным кругом участников. Фильм снимался на английском языке и на русский переводился.
Кончаловский очень хотел поразить публику продвинутыми спецэффектами, но фильм в прокате провалился и финансово себя не окупил - и в России и на Западе
Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2010 i (3)n.jpg
Кадр из венгерско-британского фильма "Щелкунчик и Крысиный Король" 2010 год. Режиссёр Андрей Кончаловский. Художники по костюмам Луиз Стьернсворд и Рустам Хамдамов. Мэри - Эль Фэннинг. Принц - Чарли Роу. В русской версии фильма Крысиного Короля озвучивает Филипп Киркоров, а Королеву Крыс — Алла Пугачёва
   

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2022 scale_1200.jpg
Кадр из российского м/ф "Щелкунчик и волшебная флейта" 2022 год. Режиссёр Виктор Глухушин. Художники-постановщики Ирина Капралова, Николай Гребенников Вид Щелкунчика необыкновенно русский, вот Ваня такой
 

В 2022 году в России вышел новый мультфильм - "Щелкунчик и волшебная флейта", в данном случае по мотивам не сказки Гофмана, а балета Чайковского, где историю еще больше сократили для совсем малышни, которая любит животных типа страусов и барашков.
Русский Щелкунчик. Метаморфозы 2022 nutcracker_046jpg_d05.jpg
Кадр из российского м/ф "Щелкунчик и волшебная флейта" 2022 год. Режиссёр Виктор Глухушин. Художники-постановщики Ирина Капралова, Николай Гребенников

Народное творчество

Ну и, в-четвертых, Щелкунчик перерос академические круги и массово пошел в народ. В стародавние времена это бы называлось лубок, а сейчас принимает вот такие формы.

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 0 1 0 Untitled.jpg
Елочное украшение "Щелкунчик"

Не знаю, как у других, а мне это слегка чем-то напоминает Петрушку

Русский Щелкунчик. Метаморфозы 0 0 0 Untitled.jpg
Матрешки "Щелкунчик"

Матрешек невероятное просто количество, и внешний вид очень сильно меняется. Страшного не хотят. Кругом одна милота

Ну вот такие вот метаморфозы.
Результат пока еще не виден, все в процессе.
Можно только с уверенностью сказать, что идет процесс, похожий на трансформацию Рождественского деда и превращения его в Деда Мороза, который занял около 100 лет.
Или процесс, похожий на трансформацию Снегурочки, тоже во многом выросшей из театрального образа, процесс, который занял слегка меньше 100 лет.
Что будет со Щелкунчиком в будущем, я не знаю. Но это будет что-то совершенно русское, не Гофман. Особенно принимая во внимание, что Германия свою культуру как мягкую силу потеряла и, видимо, уже навсегда.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Украинская певица Мика Ньютон прошла в финал песенного конкурса "Евровидение-2011". 12 мая в Дюссельдорфе она боролась за выход в финальный этап еще с 18 участниками, из которых зрители выбрали лишь десять. Шоу, собравшее на дюссельдорфском ...
Artist : Сirса Survivе Album : Тwо Drеаms Year : 2022 Genre : Alternative Rock, Indie Rock Bitrate : 320 Kbps Size : ~140 Mb DL : TBit Тwо Drеаms - новый студийник американской альтернативной рок-группы Сirса Survivе . В него вошли песни, до этого представленные на двух ...
Семья члена "Товарищества по борьбе с жилищной нуждой" в комнате нового дома. 1906 год. Автор фото фотоателье К.Буллы. Источник: Журнал "Родина" или ...
ДО и ПОСЛЕ обнуления. Размышлизмы. ...
Холодный суп из фенхеля с грейпфрутом Во время своих прогулок по Кливленду, штат Огайо, забрели мы во французский ресторан. Жаль, я поздно спохватилась и сфотографировала только коктейль. Зато после того, как я тот коктейль попробовала, я поняла, почему вся эта творческая богема ...