Вятский Мороз Афанасьевич
selyanka1 — 11.12.2023
Что вы знаете про Вятку?
Называется город сейчас Киров, но жители это название не любят
и везде и всюду, когда можно, называют его по-старинному -
Вяткой.
А еще там куча всяких известных на всю страну брендов. Вот,
например, Вятский квас. Помните, как его местный журналист на
встрече с Путиным разрекламировал? А еще, хоть город и небольшой,
но там кипит культурная жизнь, в том числе и сказочная.
Дома в Кирове/Вятке, раскрашенные в дымковском стиле
Город, например, знаменит своей дымковской игрушкой, о которой я
расскажу в качестве бонуса чуть ниже.
Фестиваль "Вятский силуэт" 2023 г. Вдохновленная дымковским
промыслом коллекция творческой студии "Тропинка" .
A еще сказочными персонажами - Вятской Кикиморой, Котом yченым, а
вот с недавних пор еще и собственным Вятским Дедом Морозом по имени
Мороз Афанасьевич.
Мороз Афанасьевич
Придумал Мороза Афанасьевича примерно 5 лет назад в местном
Кировконцерте местный бизнесмен Руслан Мамедов, который,
организовывал не только городские концерты, но и в праздничный
сезон новогодние представления и выход обычного Деда Мороза на
дом.
Не знаю, это так успех Вятского кваса помог, или то, что в
небольшой Вятке все рядом и Дед Мороз прямо таки просится в
компанию к Кикиморе, но актер Афанасьев стал новым новогодним
символом Вятки.
Вот я даже кусочек карты решила показать
В центре расположен парк Аполло, где проводятся праздничные
мероприятия, а также живут Вятская Кикимора и Кот ученый. Слева
совсем рядом с парком расположился красивый и современный Tеатр
кукол, а справа внизу находится Музей истории Хлынова, где проводят
всякие мастер-классы, в том числе по раскрашиванию дымковской
игрушки. Вот между этими тремя местами Мороз Афанасьевич с декабря
по февраль и расхаживает, веселя местную детвору.
Мороз Афанасьевич в парке Аполло
Новогоднее представление в Вятском кукольном театре
Мороз Афанасьевич во временной резиденции в Музее истории
Хлынова
Мороза Афанасьевича сразу сделали брендом города, с собственной
сказочной историей, фирменными песенками и вкусняшками
Фирменный пряник
Снегурочки у Мороза Афанасьевича нет.
Легенда, которую придумали Морозу Афанасьевичу, сильно
напоминает легенду даже не сказочного Санта Клауса, а христианского
Святого Николая.
Отсыл к Санта Клаусу явно виден в костюме. Вместо русской
шапки Мороз Афанасьевич носит американский красный колпак с
помпоном. А вместо валенок у него обувь, похожая на унты.
А еще вместо мешка с подарками у Мороза Афанасьевича имеется
чемодан с кучей наклеек.
Ну а вот шуба у Мороза Афанасьевича фирменная вятская - в
дымковских узорах. И чтобы быть похожим на дымковскую игрушку,
Мороз Афанасьевич еще и маску на лице носит.
еще больше .
Дымковская игрушка
Бонусом - что такое дымковские игрушки (под
катом)
Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по
всей Руси, издавна. Тем не менее считается, что история дымковской
игрушки сначала была символом поминальных гуляний, а событие,
которое стало судьбоносным именно для дымковской свистульки,
называется Хлыновское побоище.
Согласно легенде, либо в 1412, либо в 1418 году город Хлынов
(также – Вятка, сейчас – Киров) осадили враги-новгородцы, но на
помощь его жителям поспешили устюжане. Гарнизон города принял
прибывшую подмогу за вражеский отряд и напал на союзников. Когда
ошибка выяснилась, много хлыновцев и устюжан уже успело погибнуть.
За нападение на союзников жителей Хлынова назвали "слепородами" и
"свистоплясами". В память о нелепом сражении жители Хлынова
ежегодно, в четвёртую субботу после Пасхи, устраивали праздник под
названием "Свистопляска". После того, как слово обрело негативное
значение, празднество переименовали в Вятскую свистунью.
Дымковская игрушка
Однако никакими историческими документами легенда о Хлыновском
побоище не подтверждается, а большинство историков и вовсе ставит
её под сомнение. Тем более, что в 1412-1418 гг. город в официальных
документах и летописях именовали Вятка, а укреплённый кремль,
названный Хлынов и приведший к временному возвращению исторического
названия города, выстроят здесь только в 1455 году. Поэтому ряд
искусствоведов считает, что корни праздника надо искать не в
военных хрониках, а в дохристианских языческих ритуалах. В тех
временах, когда свисту придавали волшебное значение. На это
указывает ещё один элемент Вятской свистуньи – катании шаров с
обрыва, которые в великом множестве заготавливали к празднику. Этот
ритуал очень сходен с запуском огненного колеса, который
практиковали многие славянские племена и их соседи.
Но важно одно: именно Свистопляска или Свистунья стала тем
фундаментом, на котором вырос промысел дымковской глиняной игрушки
– пожалуй, самой известной среди своих аналогов.
Дымковская игрушка
"Вятка. 13 мая. — Вчера здесь был праздник, основанный на
историческом предании, единственный в мире по своей оригинальности
и названию - это Свистопляска. Праздник Свистопляски всякий житель
Вятки может легко узнать. Действительно, после полудня поднимается
свист в глиняные на манер уток и берестяные дудки и продолжается
дня 3 кряду, вероятно, до тех пор, пока дети их не переломают
совершенно. Но не одним этим ознаменовано празднование
Свистопляски. Около часовни по берегу оврага устраиваются в 2 ряда
балаганы, полные глиняных изделий слободы Дымково, что за рекою;
они состоят из кукол и групп их такой формы, что очень легко
принять лошадь за барана и медведя за свинью; о форме человека и
говорить нечего, только издали и то детское воображение притом без
претензий может довольствоваться ими. О виде же и говорить нечего
много, каждая фигура или полосатая, или вся в мушках,
преимущественно черных или красных. Произведений этого рода Дымково
заготовляет огромное количество в зимнюю пору, а весною сплавляет
их преимущественно в Вятскую и Оренбургскую губернии, так что в год
примерно этих изделий вырабатывается на сумму до 2 тысяч рублей… В
Дымкове же приготовляется огромное количество глиняных шаров
различных диаметров, начиная с вершка и менее, пустые внутри; их
окрашивают или белой краской с крапинками черными и красными, или
обмакивают в топленый вар (смолу) и продают не сотнями, а ведрами
от 10 до 15 копеек за ведро. Эти-то шары охотники до борьбы и ссор
между мальчиками, а иногда и взрослыми, бросают в овраг по скату,
чтоб не ушибить кого, их ловят на перерыв стоящие внизу и по оврагу
на откосе его, ссорятся и борются… Впрочем, глиняные куклы не
всегда бывают дешевы; некоторые из них, в особенности группы,
раскрашенные красками с паленкою золота сусального, доходят по цене
до рубля и более, простые же не дороже 10 и 15 копеек".
"Санкт-Петербургские ведомости", 1856 год
Дымковская игрушка
Дымковскую игрушку делали из особой местной красной глины, и
расцвет дымковских изделий пришелся на конец XIX века, поскольку
дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской
ребятни, но и далеко за пределами города. На местную ярмарку
специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить
побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно
продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на
местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в
другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и
Оренбург.
Дымковская игрушка
В начале ХХ века дымковская игрушка чуть не исчезла. В 1920-х годах
Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто
перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами
стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить
мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из
гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х
годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не
изменила всего одна – Анна Мезрина.
Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим
возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею
Деньшину, который в то же самое время создал несколько
художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием
промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел
добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел
решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи,
игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью
игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые
мастерицы, но и их подросшие ученицы.
Вот такой вот славный город и его сказочный дымовский Мороз
Афанасьевич! В дополнение к вятскому квасу, Кикиморе и ученому
Коту.
Заповедное просто какое-то место эта Вятка