Чугунный самоходъ
vikond65 — 12.11.2022Ровно 185 лет назад, 12 ноября 1837 года, состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Петербурга до Царского села. Можно сказать, что с этого дня началась история русского железнодорожного транспорта. Длина пути составляла всего 26 километров. Фактически это был экспериментальный объект, сооруженный, чтобы по опыту его эксплуатации либо развернуть широкомасштабное строительство "стальных магистралей", либо - отказаться от него.
Надо сказать, что проекты строительства железнвх дорог предлагались царю еще с 1826 года, но он очень долго колебался, опасаясь, что новое скоростное средство передвиженя разрушит патриархальный уклад и произведет нежелательное "брожение в умах". К тому же, вызывала опасения способность железных дорог работать в условиях морозных зим и снежных заносов.
Но в конце концов "прогрессисты" все-таки уломали его величество и в 1836 году строительство началось, а через год - завершилось. Однако, если бы на троне сидел еще более косный и консервативный самодержец, то можно только гадать, в каком году Россия сподобилась бы войти в мировой клуб железнодорожных держав. Что ни говори, а плох тот общественный строй, при котором всё в государстве зависит от воли и прихоти одного человека. Тем более, если этот человек не избран на определенный срок, а занимает свой пост пожизненно, "по праву рождения".
Полноразмерный макет одного из первых двух однотипных паровозов (поначалу их в России называли "самоходами" или "сухопктными пароходами") Царскосельской дороги "Стрела" и "Проворный", построенных по российскому заказу на фирме Роберта Стефенсона. Автор проекта - инженер Тимоти Хэкуорт. Эти паровозы исправно проработали 14 и 15 лет, а в 1853-54 годах были списаны по износу и отправлены на слом.
Английский рисунок паровоза для Царскосельской дороги. Если отталкиваться от этого рисунка, то получается, что макет, выставленный в Петербургском музее железнодорожного транспорта, не совсем точен. Ниже - фрагменты оригинальных чертежей этой машины, наглядно демонстрирующие, что это были довольно сложные инженерно-технические изделия.
Вид сверху на раму и механизмы, а также - отдельные агрегаты. Обратите внимание на любопытный момент: центральные ведущие колеса паровозов не имели реборд.
Виды спереди и сзади.
Далее рисунки из альбома чертежей архитектурных объектов Царскосельской дороги.
Вокзал в Петербурге.
Станции Павловск и Царское Село с жилыми домами железнодорожников.
Паровозное депо.
Завод по производству светильного газа.
Без комментариев.
Слева - направо:
Автор проекта и руководитель строительства Царскосельской железной дороги Франц Антон риттер фон Герстнер.
Главный финансист проекта, сын одного из бастардов царицы Екатерины-II граф Бобринский, который внес 250 тысяч рублей своих личных денег. Огромная сумма, по тем временам.
Летняя форма обходчика Царскосельской железной дороги.
|
</> |