"Чудотворная"
andeadd — 24.07.2012 Курносый пионер Алёшенька в процессе игры в секретики случайно откапывает на территории заброшенной церкви старинную чудотворную икону.Судьбоносное событие ставит сопляка в центр идеологической борьбы между двумя непримиримыми группами его односельчан. Первые объявляют мальчика пророком, ибо только пророки находят реликвии такого масштаба, вторые призывают его забыть о находке и срочно вступить в комсомол, чтобы ОЧИСТИТЬСЯ от религиозной скверны. Парня буквально тащат за руки и за ноги в разные стороны и в итоге доводят до самоубийства.
Хорош ключевой момент спора между лидером атеистов, пожилой, глубоко невротизированной, я бы даже сказал, БЕСНОВАТОЙ (обратите внимание на её глазодвигательные реакции в начале ролика) учительницей-девственницей и духовным вождем верующих, отвратительно интеллигентным (с точки зрения советского человека) батюшкой.
Батюшка:
- Почему же по вашему мнению плохо, что я именем Христа вызываю в людях добрые чувства??
Училка:
- Потому что вы вызываете в людях добрые чувства именем ХРИСТА!
Любопытно, что, как и в незабвенном фильме про сектантов "Тучи над Борском", сторонникам религиозного мировоззрения сценарист и режиссер "Чудотворной" милостиво разрешают аргументированно и убедительно обосновывать свою т.з., не превращая этот процесс в откровенную клоунаду.
Например, батюшке из вышеприведенного ролика до самого конца фильма позволили сохранить лицо, т.е. не стали придумывать сцен превращения агнца в волка, и он ушел непобежденным.
Отдельная мощная подтема, затронутая в "Чудотворной", - судьба инвалидов войны после Великой Отечественной и отношение к ним советского государства. Смотрите, что написал в свое время galkovsky про х/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика":
"В новелле об ограблении склада мордатый «Бывалый» выведен «инвалидом со справкой». У инвалида есть особая инвалидная машина, которую он разворачивает руками.
Для «буржуазного кино» это комедийный оксюморон и больше ничего. Но в СССР дело обстояло иначе.
В 50-х годах стали выпускаться сначала трёхколёсные, а затем четырёхколёсные мотоколяски для инвалидов. Они продавались по льготной цене и быстро встали советской власти костью в горле. Если на обычных автомобилистов удавалось легко натравливать «трудящихся», то упрекать инвалидов в частнособственнических настроениях было как-то не с руки.
Инвалиды вообще вызывали у советской власти понятную злобу (дармоеды, нельзя эксплуатировать по полной программе). Кроме того после войны и из-за прелестей советской экономики-медицины, инвалидов было слишком много. При Сталине с ними боролись по-сталински – вывозили на 101 километр, а то и уничтожали, но после 1956 дармоеды распустились. К тому же масса человеческого шлака была отпущена из лагерей и со спецпоселения.
Поэтому в 60-х годах в прессе началась кампания против инвалидов. Внешне разоблачались всякого рода жулики, выправившие себе справки на инвалидность, а фактически создавалось общее негативное отношение к несчастным людям. Типа «устроились». После «Операции Ы» «инвалидку» стали называть «моргуновкой», и выходящий (выползающий) оттуда инвалид вызывал усмешки прохожих. Вот такой «фольксваген»."
Действие в фильме "Чудотворная" происходит после войны. Один из тех, кто признает в мальчике пророка и молится на вновь обретенную икону - безногий инвалид. Логично предположить, что ноги он потерял на войне.
Каким же образом проявляет себя этот персонаж? Скромно позвякивает медалями и, покуривая махорку, рассказывает об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах?
Совсем наоборот, он бухает, матерится, склонен к немотивированной агрессии и насилию с применением подручных предметов, причем, обосновывает это тем, что "Я инвалид, мне ВСЁ МОЖНО".
Похоже, Галковский был прав - антиинвалидный идеологический заказ со стороны государства таки был.
Вообще тема интересная, незаезженная и страшная конечно.