Что можно увидеть в туре по Карабаху, или азербайджанская строка века!

Территория Карабаха отличается от территории основного Азербайджана очень явно. Если в районах, где не было войны, поля все засеяны, деревни-посёлки плотно заселены, то тут сразу начинаются пустоши и заброшенности. Не, сперва, конечно, вы видите линию разграничения: остатки укреплений, доты, рвы.. За ними уже идут незасеянные заброшенные поля, поросшие бурьяном.


Когда-нибудь засеют и их, но сейчас большинство из них до сих пор заминированы. Есть специальное агентство ANAMA, занимающееся разминированием.

Но минных полей очень много, и работы у них более чем хватает.

Тур в Карабах был явно организован на каком-то очень высоком уровне. Да, к сожалению, практически не удалось увидеть какого-либо наследия: тот же знаменитый Татик и Папик – не завезли туда (хотя, казалось бы, он по дороге). Меня много спрашивают, как там выглядит то, или это – ну увы, извините! Рассчитывать увидеть какие-нибудь армянские монастыри типа Амараса в такой поездке было бы вообще верхом наивности.

Только в Шуше удалось немного походить посмотреть остатки ханского дворца, но это потому, что город был изначально, скорее, азербайджанский.


С другой стороны, в каждом городе к нам выходили представители местной администрации и рассказывали о планах развития своего района, и что уже удалось сделать.

Из Ханкенди в Шушу хотят построить канатную дорогу, в Кельбаджарском районе – построить горнолыжный курорт и санатории, в Лачине УЖЕ построили местную киностудию!


Да, что ни говори, но Азербайджан серьёзно взялся за эту территорию. Видно, что очень уж она для них ценна: столько лет хотели вернуть, и когда, наконец, вернули, стали вкладываться в неё по максимуму.

Может в другом случае и можно бы было говорить о «показушности», и что я пишу так, потому что «нас возили по нужным местам».. Но тут даже невооружённым глазом видно, как везде идёт стройка. Строятся дороги, дома, предприятия, магазины, стадионы, отели, велодорожки, парки и много чего ещё.

Дороги – прямо полноценные автобаны.

Старые руины тоже, кстати, остаются, как память. В некоторых местах из них собираются сделать музеи (не трудно догадаться чему посвящённые).

Территория, бывшая под армянским контролем, или как тут говорят «под армянской оккупацией» называется сейчас «Карабахским экономическим районом». В него входят как бывшая территория НКР, перешедшая под контроль Азербайджана в 2023 году, так и районы «пояса безопасности», в которых он уже с 2020 года. Все они уже в равном относительно друг друга статусе подчиняются непосредственно Баку – никакой Нагорно-Карабахской автономии уже нет. А, значит, и нет столицы Карабаха, Степанакерт/Ханкенди такого статуса больше не имеет, это просто рядовой обычный город.

Администрация здесь официально называется «представители президента». Для многих из них приезд такой огромной иностранной делегации был прямо целым событием! Напомню, в Карабах сейчас мало кого пускают, даже азербайджанцам не всюду можно попасть, а уж иностранцам – тем более. А тут 30 человек с разных уголков мира.

В регионе действует программа по возвращению беженцев, уехавших в 90-е. Если есть подтверждения, что ты или твои родители жили в каком-либо из районов Карабаха, то ты имеешь право на бесплатное жильё, и переезд сюда. С переездом тоже помогает государство, а сами квартиры не только уже с ремонтом, но и оборудованы мебелью и необходимой бытовой техникой.

Звучит слишком неправдоподобно, наверное, но местные жители нам сами всё это показывали и рассказывали. Что сказать, денег у Азербайджана достаточно, могут себе такое позволить.

Остальным азербайджанцам пока въезд в Карабахский район ограничен. В некоторые его части они могут приехать, но для этого необходимо получить специальное разрешение на сайте минтуризма. Пока они массово ездят только в Шушу и окрестности – это всегда был знаковый город для азербайджанцев. Здесь уже прямо полно туристов.


В некоторые районы типа Кельбаджара разрешение не получить в принципе: наше посещение этого города было прямо уникальным. Сопровождавшие нас азербайджанские водители говорили, что сами нам завидуют: их то не пускают в столько мест, сколько нас.

Строится не только жильё, но и рабочие места: некоторые фабрики, текстильное производство, всякие арт-мастерские.



Фабрика по добыче и производству минеральной воды.

Некоторые предприятия, правда, остались и с армянского периода. Вот эта фабрика по обогащению металлов работала ещё в НКР.

Некоторые продолжают работать традиционно, в сельском хозяйстве. Скотоводчество в горной местности хорошо развито.

Даже разведение верблюдов имеет место быть.

Развивается и туристическая сфера. В Лачине построен современный комфортный отель с номерами-домиками.


В Карабахе работает и общественный транспорт! Есть автобусы и маршрутки из Баку, Гянджи, Мингечаура и других городов.


В Шуше даже запустили электробусы (и сюда оно проникло..).

В Лачине и не только разные общественные пространства и урбанистическое благоустройство, включая велодорожки...


Подземные контейнеры..

Есть, конечно, тут "эффект низкого старта".. Когда регион сильно разрушен и есть большое желание его восстановить, он быстро начинает выглядеть очень круто, порой даже лучше соседних не разрушенных регионов. Нечто подобное было, например, и с Чечнёй.

Вырисовывается прямо благостная и пасторальная картина мирной благополучной жизни, которая действительно потихоньку наступает в регионе.

Остаётся только
помнить, что.. не все карабахцы имеют возможность наслаждаться этим
благополучием. Кто-то теперь живёт вдали от этих мест и
вероятность, что они смогут тут хотя бы просто побывать, пока не
очень высокая. Хочется, всё же, надеяться, что страны помирятся,
старые раны и взаимные обиды залечатся, взаимная ненависть сойдёт
на нет, и подобное станет хотя бы в теории возможным.
|
</> |