Что, если после смерти вы окажетесь в мире магии: «Мать железного дракона»
bookmatejournal — 30.04.2021В издательстве «Азбука-Аттикус» вышел роман фантаста, обладателя многих жанровых премий Майкла Суэнвика «Мать железного дракона». Обозреватель Василий Владимирский рассказывает, как автор впускает героев из обычной реальности в мир фейри-феминисток.
Жизнь после жизни
Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом, — и тот фантаст, который в зрелые годы не написал ни одной книги о жизни после жизни. Майкл Суэнвик, который недавно отпраздновал 70-летие, написал как раз такой роман «Мать железного дракона», начинающийся со смерти главной героини. Хелен В., сценаристка и продюсер телесериалов, прожила долгую, насыщенную и не то чтобы безгрешную жизнь и до последнего сохранила ясность рассудка. Однако в конце концов износившееся тело ей все же отказывает, и в свои 90 с лишним лет она умирает в больничной палате в окружении врачей и санитаров.
Тем временем совсем в другом мире полукровка Кейтлин, которая не боится холодного оружия, оказывается в центре чудовищного заговора. Она — блестящий офицер, пилот боевого дракона и наследница влиятельного семейства магических существ фейри — обвиняется в предательстве воинского долга, саботаже, да еще и в братоубийстве. Каждое из этих преступлений карается смертной казнью, а злобная мачеха наотрез отказывается ради падчерицы пустить в ход деньги и влияние. Кейтлин остается только бежать из-под стражи, затаиться среди бродяг, безумцев и обитателей социального дна и самой выяснить, кто виноват и что делать.
Но в глубине ее разума таится другая беглянка — циничная старушка с ядовитыми шутками и раскованным воображением сценаристки, получившая второй шанс и вторую молодость.
Из нашего мира — во вселенную, живующую по законам магии
Формально роман «Мать железного дракона» можно отнести к числу книг о попаданцах (точнее говоря, о внедренцах), которые перенеслись из нашего мира в другую вселенную, живущую по законам магии. Распространенная жанровая формула, причем не только в литературе, но и, к примеру, в аниме. Мир, в котором появилась на свет Кейтлин и куда отправилась Хелен, — это королевство Фейри, где несколько столетий назад вместо промышленной революции произошла промышленная ревеляция (от английского «revelation» — «откровение»).
После долгих и кровопролитных войн Кузнечные Владыки заключили пакт с могущественными духами и общими усилиями объединили магию и технологии. Боевых драконов здесь оснащают ракетами «земля — воздух» и копьем Лонгина. Элитный внедорожник можно угнать, просто поговорив с ним по душам. А великаны неравнодушны к продукции фирмы Apple. В этом мире поклоняются Богине, присягают Ее Отсутствующему Величеству, а женщины — главная движущая сила всего и вся: они здесь и герои, и злодеи, и жрецы, и трикстеры. Оригинально, ярко, но в кратком пересказе ничего из ряда вон выходящего — если бы не несколько нюансов.
Припанкованные фейри-феминистки
Свой мир припанкованных фейри-феминисток Майкл Суэнвик придумал задолго до того, как это стало общим местом. Впервые он описал его в 1993 году в романе «Дочь железного дракона», а в 2003-м радикально расширил его границы на страницах «Драконов Вавилона». Но главная фишка даже не в приоритетах — от типового образчика попаданческого жанра трилогия о железных драконах отличается прежде всего обстоятельностью подхода. Американский фантаст, когда-то соратник Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга по киберпанку, действует не по привычной схеме «а давайте посадим эльфов и гоблинов на паровозы, получится прикольно».
Фейри Суэнвика не из аниме, не из компьютерных и настольных игр, даже не из книг профессора Толкина и его бессчетных эпигонов. Каждая деталь драконьей трилогии тщательно продумана и крепко связана с фольклорной традицией: автор не забывает о том, что стоит за любым обрядом с точки зрения культурной антропологии и теории архетипов. Но в то же время он эти архетипические мотивы и иронично обыгрывает:
«Мне, как трикстеру, по закону положено критиковать и подвергать сомнению любой отказ от личной системы ценностей, точно так же, как и саму эту систему».
В отличие от типичного внедренца, Хелен В. не спешит взять на себя управление чужим телом и выбирает роль пассажира, пассивного наблюдателя. Ее жизнь после жизни — настоящий рай для телесценариста: авантюрный роман с погонями, засадами, интригами, хитрыми рокировками, погружением на дно морское и, само собой, полетами в небесах.
«Смерть значится в списке дел, которые хоть раз да нужно сделать»
При этом центральной темой «Матери железного дракона» остается примирение со смертью — лейтмотив звучит ненавязчиво, но вполне отчетливо. Уйти к Черному Камню для суда и перерождения мечтают мстительные духи однополчанок, преследующие Кейтлин. Древний демиург, которого герои встречают в междугороднем автобусе, сетует на проклятие бессмертия. Сомнамбулический подводный город Ис населен безвольными тенями прежних обитателей, жалеющими, что не умерли, когда море обрушилось на городские стены. О новом воплощении мечтает коварная и обаятельная железнодорожная фея Нарцисса:
«Смерть значится в списке дел, которые хоть раз да нужно сделать. Признаю, она идет в этом списке последней. Но если не умерла, так, значит, и не жила полной жизнью».