Что читать: Теодор Драйзер "Сестра Керри"
dissomnia — 15.08.2018 Любите книги про человека против обстоятельств?Теодор Драйзер знает в них толк. Я читаю этого автора редко, выжидаю, пока придет особенное настроение. Это должна быть легкая меланхолия, ощущение, что я делаю какую-то фигню вместо Дела Жизни.
Тут-то Теодор и приходит мне на помощь. Книги его я всегда читаю запойно, без сна. Ловлю в конце катарсис и далее не беспокою Теодора своей читательской жадностью год-другой.
В этот раз мне попалась книга "Сестра Керри" - история о бедной девушке, которая добивается успеха на сцене. Америка на рубеже 19 и 20 века - это про нищету, безработицу, социальную незащищенность рабочих и высокую смертность. Про "деньги к деньгам" и невозможность выбиться в люди из нищеты.
Драйзер рассказывает нам о маленьких человечках, чьи усилия оказываются тщетными перед неотвратимыми и ужасными обстоятельствами. В его книгах обстоятельства всегда сильнее человека: он оправдывает успешного мужчину Герствуда, который постепенно опускается на социальное дно. Писатель будто неторопливо раскладывает перед читателем неудачные карты его судьбы: мол, смотрите, здесь он не смог, здесь поленился, тут не хватило удачи, а вот тут - смелости. И оказываются драйзеровские герои-мужчины этакими бедными котиками, заложниками судьбы-злодейки. Автор точно рисует психологические портреты героев, их мысли и мотивы, но относится к ним с любовью и сочувствием.
А главная героиня, у которой из стартовых условий только милая внешность, юность и умение держаться независимо, добивается славы и денег. Но и тут Драйзер как бы говорит нам: Керри повезло быть хорошенькой и встретить финансовую поддержку мужчин, потом ей повезло оказаться в нужное время в нужном месте и проявить свой талант - но это все обстоятельства, обстоятельства! Это все жадный до развлечений и красивых актрис Нью-Йорк на рубеже веков, а счастья-то женского все нет, Керри известна и богата, но травмирована и одинока.
Так было со Скарлетт в "Унесенных ветром": читательницы решительно не согласились с мнением Маргарет Митчелл о миссис О'Хара Батлер, и она стала национальной героиней.
Не получается согласиться и с Драйзером: Керри - девушка с острой потребностью в самореализации, она стремится быть самостоятельной и упорно стучится во все двери, пока одна из них наконец не открывается - и на нее не начинают сыпаться подарки судьбы, она просто получает призрачный шанс после череды неудач. И использует его на все сто, что не может не вызвать восхищения.
Герствуд же кажется мне эталонным "кукусиком с дивана", мужчиной-с-тысячей-отмазок, которых сегодня так безжалостно (и, на мой взгляд, поделом) высмеивают феминистки. Драйзер описывает путь его деградации так, что возникает ощущение - а типаж кукусика-то вневременной. Писатель оправдывает Герствуда, говорит нам, что стечение обстоятельств может сломить даже такого уверенного в себе и крепко стоящего на ногах мужчину. Но почему-то не верится в безусловную силу рока, хоть и сочувствуешь бедняге.
Современный мир полон таких герствудов - все они лежат на диване, читая газетку (то есть смартфон), милостиво принимают содержание и бытовое обслуживание от задолбавшихся жен и только вжимают голову в плечи, когда женщина наконец не выдерживает и выставляет эту деградирующую диванную водоросль за дверь.
Книга очень современная и вдохновляющая. Для меня она - этакий гимн самостоятельности, призыв быть упрямой и не сдаваться. Хотя, вероятно, Драйзер хотел показать иное: людей, сломленных тяжелой экономической ситуацией в стране и незыблемыми общественными устоями.
|
</> |