Чтиво. Мураками. Хроники заводной птицы
cand_orel — 22.10.2025

Опять взялся про книжки писать. Неймётся…
Поменялись времена, чтобы о книгах писать и их обсуждать. Раньше, начиная обсуждение, рассчитывал, что общаешься с грамотным и вежливым собеседником; сейчас нет – можно и оскорблений дождаться, как будто макароны или водку обсуждаешь – нет возвышенности от ощущения обсуждаемого продукта.
Недавно же написал классную текстуху по поводу прочтения неважно какого произведения, и, возбудив этим особо рьяную читательницу, получил ряд нелестных претензий в свой адрес, что я профан в отдельных (скажем так) областях литературы. Да я и несильно возражаю – читаю в жизни я достаточно много, но в чтении мне важно добиться не какой-то узкой специализации, мне интереснее развитие моего кругозора.
Поэтому мне важнее, что я читаю сейчас именно Харуки Мураками и я не буду спорить, что главным Мураками всё-таки является Рю. Читайте сами Вашего Рю, а мне его не надо (пока)…
Да и в области литературы, если уж считать мои приоритеты, мне более всего нравится – Зи С. Физика полупроводниковых приборов. Если уж сравнивать с любой художественной литературой – насколько же всё в этой книге логически взаимосвязано, всё определено, одно следует из другого; то есть сюжету и мысли некуда и гульнуть в сторону при всём желании автора. А уж о практической пользе произведения я и не говорю…
Хотя с возрастом и тут закрадываются сомнения по результатам прочтения критических статей об ограниченном характере описания природных явлений классической физикой. И если раньше я на полном серьёзе как материалист в своей практической и материалистической сфере деятельности воспринимал юмор – А Вы в физику верите? Сейчас же по указанной причине, не смотря на серьёзность внешнего вида формул, осознаю, что это условный математический аппарат для объяснения отдельных природных явлений. То есть физика – это те же народные приметы нашего времени, нашей цивилизации; а природа – это нечто другое.
Да! И о прочитанной книге уже пора. Я особо отмечу, что являюсь большим поклонником трилогии о Крысе от Харуки Мураками.

Скажу, что и другие произведения пробовал почитать, что-то пошло (Страна чудес без тормозов), а что не пошло (Норвежский лес); поэтому за Хроники заводной птицы брался настороженно. Несколько огорчило отсутствие музыкального сопровождения (кто знает – поймёт) в этом произведении, что вызвало некоторое сожаление; но тут другой персонаж, и меломанская страсть — не его характеристика.
Что в целом ещё стоит отметить в этом произведении сразу – наличие секса, именно не порнографии, а в плане полноценного отражения жизни. В нынешних условиях принудительного ужесточения нравов данный нюанс не способствует широким тиражам; я боюсь, что навесят ещё какой-нибудь ярлык педофилии – но думаю, что дураки эту книгу читать и не будут, и не смогут, поэтому соответствующих законодательных инициатив не будет.
Из интересного и новаторского в романе с моей точки зрения — часть действия развивается и находит своё отражение в письмах главному герою, что, во-первых, как-то разнообразит течение повествования; во-вторых, позволяет другим персонажам высказать своё какое-то личное отношение к происходящему; и, в-третьих, позволяет главному персонажу продолжать не выходить из дома, получая информацию из посланий. Тут же отмечу, что некоторые фрагменты произведения как бы не встраиваются в логику повествование и текущий ход событий, в последствии же находят своё место в информационной палитре романа – некий такой кинематографический ход.
Итак, персонаж, который слушает заводную птицу за окном, а затем сам становится ей (партийная кличка) - некий Тору Окада. Я бы его определил как человека, опровергающего пословицу - Под лежачий камень вода не течет. Очень насыщенный событиями роман в целом, но Тору Окада проводит большую часть времени в домашней обстановке, ожидая, когда Заводная птица своим практически механическим звуком, треском опять синхронизирует течение жизни, колесо сансары прокрутится в новую позицию и всё встанет на свои нужные места.
Да – и все события в рамках пословицы про камень, и изначальное нарушение их хода трактуются неким экстрасенсом (а их в романе – изрядное количество), как нарушение течения подземных вод, отчего и высох соседский колодец (колодцы – тоже ещё та тема в романе).
Вот…
Всё начало рушиться, когда в семье Тору Окада пропал кот, любимец семьи; затем главный герой потерял работу, а его жена Кумико наоборот сильно увлеклась этой самой работой. Этот кот, самостоятельный и независимый, имеет кличку Нобору Ватая, дублирующую имя брата Кумико (типа из анекдота – приду из армии своего пса назову именем сержанта…).
Сильный персонаж этот брат, с которым у Тору периодически возникают споры и ссоры по поводу несоответствия Тору идеалам семьи Ватая; а ответной реакцией Тору является непреодолимая тяга вывести шурина на какую-то пресловутую чистую воду рано или поздно. Мураками представляет нам этого Нобору достаточно интересным образом – сначала он выступает подающим большие надежды ученым благодаря своему дару умело дискутировать, впрочем, с изрядной долей пустословия; а потом Нобору предаётся политике, где его черты характера обретают некую инфернальность, а физические и психологические способности уже выходят за грань человеческих возможностей. Видимо, так мы и воспринимаем своих выдающихся политических деятелей – стоящих на уровень выше в своих качествах и амбициях над остальным человечеством за гранью реальности.
Так вот этот кот… Тору отправляется его искать и расширяет круг романа новым персонажем и новыми интерьерами. Мэй Касахара юная соседка, с которой происходит достаточно плотное общение Тору, в том числе впоследствии посредством переписки. Здесь автор даёт волю своей фантазии в обсуждении различных отвлеченных тем, видимо, актуальных для него, и которыми он хочет поделиться с читателем. Кроме того, возраст соседки позволяет совершать ей несуразные поступки, усугубляющие и без того нелогичное поведение Тору; что, впрочем, и интересно.
Далее в поисках кота Тору обнаруживает заброшенный дом с высохшим колодцем, который потом обрастает определёнными тайнами и загадками, попадая в сферу происходящих событий самым непосредственным образом.
Тем не менее, кот не найден… И Кумико, жена Тору, сводит его с экстрасенсом Мальтой Кано, которая не сказать, что сильно преуспела в поисках кота, требующих достаточно продолжительного периода времени, но при этом умудрилась устроить диспут Тору с Нобору Ватая. Мне кажется, что Мальта (имя – точно по названию острова, где она имела ряд практик по ясновидению посредством водных стихий) была приставлена к Тору именно Нобору Ватая для наблюдения за персонажем и, в том числе, для донесения определённой информационной составляющей до читателя.
На следующем этапе Мальта подключила к взаимодействию с Тору свою сестру и сотрудницу Криту Кано, скорее, в качестве курьера. Эта больше о себе и своём прошлом рассказывала – очень сексуальная штучка. Судя по её рассказам, она очень преуспела в проституции (деньги очень были нужны), но в современных реалиях я бы определил область её занятий – эскорт.
Имеется интереснейший факт в её биографии – случай сексуальной связи с Нобору Ватая, который она определила как изнасилование. При её образе жизни и занятий по жизни бросаться такими обвинениями довольно спорно, но этот нюанс отношений с ним связан с тем, что Нобору сотворил с ней что-то сверхъестественное – было какое-то мистическое проникновение, которое она себе не представляла и именно такого не хотела бы.
Наш герой Тору тоже не избежал плотских удовольствий с Критой… И в реальной жизни и в параллельном, мистическом пространстве (о пространстве – чуть позже).
На определенном этапе поисков кота и оседлой жизни Тору от него ушла жена Кумико. Там вроде бы и проглядывались какие-то признаки измены, которые Тору категорично отвергал, потому что Кумико, уходя, ничего не взяла из дому и никаким образом потом не выходила на связь. А уж, когда в дело вступил Нобору Ватая, требуя развода, Тору осознал, что это именно его интрижки. И когда все девчонки приставали к Тору, что тот собирается делать – он сообщал, что будет искать и ждать жену…
Но не только девчонки роились вокруг нашего героя, в порядке соблюдения возрастного равноправия автор вводит в текст персонажей пожилых мужчин, к тому же участвовавших в войне. Один старичок Хонда является родственником Кумико и раздает предсказания направо и налево, что в целом укладывается в стилистику романа; но он свёл Тору со своим сослуживцем — лейтенантом Мамия, изложившим опять же в письмах свои похождения на войне. Война как не сложно понять – вторжение Японии в Китай, Маньчжоу-Го. Там в этой части, частях романа достаточно интересных мыслей, в том числе про сверхчувственную интуицию; но мне стало интересно почитать про взгляд с той стороны, так как я практически параллельно читал Мединского про историю Второй мировой войны. Так вот японцы по мнению Мураками не напали на Советский Союз, потому что там есть суровые зимы; а по подсчётам японских экономистов у Японии не хватило бы территории, чтобы вырастить поголовье овец для изготовления тулупов на зиму для армии.
Но суть – про Мамию, его враги (то есть наши) бросили в высохший колодец, где он и познал смысл жизни и времени; а спас его из колодца ранее упомянуты Хонда.
Есть ещё достаточно длинный и интересный момент про русских – Мамия попал в сибирский лагерь, тоже повод для размышлений.
В принципе, именно тот колодец, видимо, побудил Тору забраться в сухой соседский. Полезная вещь между прочем – и чтобы понять себя, и чтобы уйти в мистическую параллельную реальность. Да... Мистическая реальность играет в книге очень важную роль, попадает туда Тору очень разными способами, и его поведение и все события достаточно нелогичны и противоречивы, но именно события там определяют ход событий в реальности.
И это колодец ещё неожиданный эффект вызвал в организме Тору – на щеке у него образовалось волшебное родимое радикально синего цвета пятно, с которым его поймала одна дамочка, промышляющая колдовским врачеванием разного рода мистических женских недугов, звали её в целях конспирации — Мускатный орех. И вот она с течением времени напрочь растеряла свой чудодейственный дар, и тут ей попался в руки Тору – теперь он маг и экстрасенс.
И вот они вместе с немым, но сообразительным на уровне телепатии, сыном Ореха с псевдонимом Корица затеяли бизнес с лечебным пятном, исцеляя в процессе оздоравливающих ритуалов толпы японских женщин. Деньжата завелись, они соседский дом с колодцем прикупили, теперь Тору туда лазит, когда ему угодно. Жизнь наладилась…
Но тут Нобору Ватая опять возбудился, что этот дом с его печальной историей как бы ему политическую карьеру портит – требует избавиться от него, даже позволил Тору общаться с Кумико посредством интернета.
Так или иначе, но добился своего Нобору, произошло нарушение конспирации в лечебном бизнесе, и ретировались в неизвестность эти все орехи и корицы.
Жизнь идет… На каком-то этапе в дом вернулся кот, в колодце завелась вода; в мистических явлениях Тору прикончил Нобору – а в реальности его инсульт посетил с визитом.
Кумико отличилась – пришла в больницу и окончательно отправила на тот свет Нобору, ну, ей чуток присудили, принимая во внимание, как тот ей жизнь испортил.
Девки, спрашивают Тору – что теперь будет делать? ... Отвечает – ждать.
Правда, ахинея какая?!
Разновидности и особенности металлопроката
Осенью хочется
Плюсы от подъема ног
Завтрак в отеле
Икэбана от сезона к сезону
Бесконечный скроллинг или реальный шанс? Почему дейтинговые приложения бесят
Нелепый медведь, который зачем-то
Краски осени в Ботаническом саду
«ТАКОВО ОНО – ЦАРСКОЕ ДЕЛО!»

