Чтение в субботу – первые шаги на пути к МВФ
antinormanist — 13.04.2024Историки экономики подчеркивает роль австрийского экономического кризиса в возникновении механизмов международных действий по экономической стабилизации. В связи с продолжением союзнической блокады после перемирия и распадом политического и экономического единства империи Габсбургов условия в имперской столице, где проживало два из семи миллионов населения Австрии, стали ужасными. В холодном, сером и громадном городе усугублялось недоедание, перерастая фактически в голод, а также младенческая и старческая смертность, тиф и туберкулез.
Британские гуманитарные группы били тревогу. Связанные с правительствами Антанты экономисты и бизнесмены, включая Артура Солтера, который организовывал британское судоходство во время войны, Жана Монне, продавца коньяка, который возглавлял французский комитет по закупкам в Вашингтоне, и Джона Мейнарда Кейнса, государственного служащего, из-за несогласия ушедшего с Парижской мирной конференции, организовали согласованные действия по спасению Вены и добивались продолжения экономической координации через недавно созданную Лигу Наций.
Их настойчивые призывы привели к проведению первой международной финансовой конференции в Брюсселе и созданию Экономической и финансовой организации под эгидой Лиги. Солтер стал ее первым секретарем, и она превратилась в один из главных комитетов Лиги. До конца десятилетия ее чиновники и экономисты, при поддержке ведущих банкиров частного сектора, курировали стабилизационные программы для Польши, Греции и Венгрии.
Переговоры о пакете мер по спасению Австрии в октябре 1922 года, скрепленные Женевским протоколом, создали несколько важных прецедентов. Австрийский комитет Лиги при участии Великобритании, Франции, Италии и самой Австрии согласился вместо предоставления межправительственных займов гарантировать значительное вливание частного капитала. Лига направила в Вену генерального комиссара для контроля за программой жесткой экономии, которая была жизненно-необходима, но которой должен был руководить комитет сторонних лиц, в который вошли Дж. П. Морган, Пол Варбург из банковской фирмы Кюн-Лёб, и Бенджамин Стронг, президент Федерального резервного банка Нью-Йорка.
Ценой кредитов на спасение Австрии стало создание Экономической комиссии, которая уволила 50 тысяч гражданских служащих, по общему мнению, раздутой бюрократии, созданной для управления великой империей, но теперь ненужной бедному государству с 7-миллионным населением. Национальный бюджет был выведен из-под контроля правительства и парламента страны на два года…
В итоге курс австрийской кроны был стабилизирован. Когда молодая австрийка, которой предстояло выйти замуж за знаменитого впоследствии историка экономики Алекса Гершенкрона, отправилась в отпуск в Германию, которая еще год оставалась в тисках гиперинфляции - как она вспоминала автору пятьдесят лет спустя, - она обнаружила, что её теперь уже стабильная валюта ежедневно увеличивалась в пересчете на еду и жилье, которыми она наслаждалась во время поездки.