Читая Шекли. О вреде от философов, занимающихся "смысложизненными вопросами"
alex_rozoff — 13.03.2020 Есть старый-престарый школьный анекдот:Папа бегемот лежит в реке Лимпопо, и глубокомысленно пускает пузыри.
Вокруг бегает маленький бегемотик и просит: "папа, папа, ну сделай мне совочек!".
Папа бегемот сначала не реагирует, но через час поднимает морду над водой, и ворчит: "по-твоему мне что? Бросить серьезные дела и идти делать тебе совочек?"
Примерно такие серьезные дела у философов, занимающихся "смысложизненными вопросами". Разница с папой-бегемотом лишь в том, что папа-бегемот пускает пузыри в Лимпопо совершенно бесплатно. А философы-смысловики пускают пузыри в инфосферу за весьма существенные деньги (изымаемые у налогоплательщика, КАК БЫ, на цели науки). При этом любому человеку, имеющему хотя бы начальное школьное образование и хотя бы простой бытовой рационализм, кристально ясно: НЕТ СМЫСЛА ЖИЗНИ. Есть какие-то частные цели отдельных индивидов или коллективов (в которые объединяются индивиды с близкими целями). Причем эти цели понятны без всякой философии - они ничем качественно не отличаются от целей других высокоразвитых стайных животных. Этот аспект, между прочим, раскрыт в книге Джареда Даймонда "Третий шимпанзе". Качественно отличаются лишь технические средства (орудия) человека - причем это качественное отличие появилось, вообще говоря, лишь 300 лет назад. Появилось - заметим - без малейшей связи с пузырями по поводу смысла жизни и бытия, пускаемые из философских ноздрей.
Впрочем, это маленькое эссе посвящено фантастике Роберта Шекли. Точнее - одному маленькому НФ-рассказу, названному "Верный вопрос". Полный текст можно прочесть тут:
https://unhandled-exception.ru/others/books/verniy-vopros/
А я кратко поясню, при чем тут смысл жизни, смысл бытия, и прочий экзистенциализм.
Сюжет:
Некая сверхцивилизация построила штуку, условно называемую Ответчик. Этот Ответчик знал абсолютно все о вселенной (или о вселенных). Он мог ответить на любой вопрос, при условии, что вопрос сформулирован корректно.
Далее - в чем гениальность Шекли - в рассказе описаны три совершенно разных цивилизации. Первая (в тексте): человеческая. Без комментариев.
Вторая: цивилизация космически-гигантских существ, шагающих от звезды к звезде, собирая некий "багрянец" (неравномерно-распределенную субстанцию) в кучи (возможно, наподобие межзвездных газопылевых скоплений). Причем им неизвестно, зачем они это делают.
Третья: цивилизация, деятельность которой вообще не выражается в человеческих терминах. Отмечено лишь, что они перемещаются мгновенно на любое расстояние, и что если они собираются в количестве 18 особей, то сразу возникает еще одна, новая, 19-я особь.
Существенно, что эти три цивилизации не только не знают о существовании друг друга. Все гораздо серьезнее. Индивид любой из этих цивилизаций не может даже вообразить себе существование двух других - настолько они отличаются.
Далее показано, как персонажи из третьей, второй, и первой цивилизации приходят к Ответчику со своими вопросами.
Ответчик готов дать ответ на любой содержательный вопрос, но проблема в том, что для субъекта, знающего объективное устройство вселенной, эти вопросы являются полной абракадаброй. В смысле: вопросы построены лексически корректно, но их предметом является нечто несуществующее (симулякры - как выразился бы Жан Бодрийяр)
Люди задают такие вопросы:
- Что такое жизнь?
- Расширяется ли Вселенная?
- Что есть смерть?
- Реален ли антропоморфизм?
И все это оказывается абракадаброй.
Вывод, который делают герои (люди): "Дикари — вот мы кто. Представьте себе бушмена, требующего у физика, чтобы тот объяснил, почему нельзя пустить стрелу в Солнце. Ученый может объяснить это только своими терминами. Как иначе? Или вот как вы разъясните дикарю вращение Земли вокруг собственной оси, не погрешив против научной точности?"
...
Шекли превосходно и крайне доходчиво объяснил, почему представления человечества о себе и вселенной - заведомая чушь. И что люди воспринимают себя (человечество) слишком всерьез. На самом деле человечество - это лишь мелкая частность во вселенной...
...Между тем, философы продолжают пускать пузыри о смысле жизни и бытия (причем за деньги). Что самое неприятное: всякие политики и меценаты воспринимают эти пузыри как руководство к действию. Вот тогда дурацкие смысложизненные пузыри обходятся людям действительно очень дорого.
...Такие дела.
|
</> |