Памяти Фримена Дайсона: великого физика и ересиарха, человека с мышлением без
alex_rozoff — 06.03.2020 Фримен Джон Дайсон (15 декабря 1923 - 28 февраля 2020). В академических кругах Фримен Дайсон прославился фундаментальными работами по квантовой электродинамике всего через 3 года после окончания Кембриджа, и его выдающиеся работы в области теории поля и квантовой механики за период активной научной деятельности (более 70 лет) трудно даже перечислить.При этом широкой публике он известен не как физик, а как энтузиаст SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) и межзвездной астронавтики. В конце 1950-х Дайсон совместно с Эвереттом и Уламом участвовал в проекте межзвездного корабля "Орион" на импульсной ядерной тяге:
А занявшись SETI выдвинул гипотезу о строительстве развитыми цивилизациями - сферы радиусом порядка планетарных орбит вокруг родительской звезды, для использования значительной части ее лучистой энергии.
Это гипотетическое астроинженерное сооружение носит имя Сфера Дайсона (хотя сам Дайсон отмечал, что идея взята из НФ-романа Олафа Стэплдона "Создатель звезд", 1937).
В прошлом году о Сфере Дайсона вспомнили всерьез в связи с загадкой исчезающих звезд, хотя сам Дайсон не предлагал такого объяснения этого астрономического феномена.
Ниже будет сказано о деятельности Фримена Дайсона, как ересиарха - поскольку он сам до последних лет деятельности определял свою позицию, как еретическую.
Три ранних ересиархических заявления Фримена Дайсона:
1. "К черту всякую философию".
2. "Бог — это разум, переросший границы нашего понимания".
3. "Предсказания писателей-фантастов, как известно, на удивление неточны. Они стремятся скорее вообразить, что могло бы случиться, нежели описать, что случится в действительности. А я стремлюсь, фантазируя, оспорить преобладающие в наши дни догмы. Эти догмы могут оказаться правильными, но все равно стоит их оспаривать".
В 2009 году Дайсон по приглашению фонда "Династия" приехал в Москув и в Физическом институте РАН прочел лекцию "Еретические мысли о науке и обществе".
Он начал лекцию с заявления предельной научной смелости (по меркам нынешнего времени)
"Моя первая ересь состоит в том, что весь нынешний ажиотаж вокруг глобального потепления сильно преувеличен. Здесь я выступаю против священного братства специалистов по моделированию климата и толп введенных ими в заблуждение граждан, которые верят цифрам, предсказываемым климатическими моделями".
Далее Дайсон пояснил:
"Многие из базовых процессов планетарной экологии плохо понимаются, — отметил ученый. — И они должны быть лучше изучены, прежде чем мы сможем поставить более точный диагноз текущего состояния нашей планеты. Раз мы пытаемся заботиться о планете, как мы заботимся о больном человеке, болезнь должна быть диагностирована раньше, чем начато ее лечение. Необходимо больше наблюдать и измерять все, что происходит в биосфере, а не полагаться исключительно на компьютерные модели".
Он отметил, что человечество, конечно, влияет на биосферу, и на климат, но вовсе не так, как это представляют официозные климатологи. В качестве примера он привел опустынивание Сахары, которому люди содействовали без всякой эмиссии парниковых газов - просто необдуманным ведением аграрного хозяйства. И, разумеется, превращение Сахары в пустыню вызвало изменение климата во всей Северной Африке и Средиземноморье. Но, разумеется, эмиссия парниковых газов тоже может оказать какое-то влияние (только надо выяснить: какое?)
И далее Дайсон, продолжая пример Сахары, спросил:
"Во-первых, если содержание углекислого газа в атмосфере будет увеличиваться, то придем ли мы к климату, при котором 6000 лет назад Сахара была влажной? И, во-вторых, если бы мы смогли выбирать между климатом сегодняшнего дня с пустыней Сахара и тем климатом, когда на месте пустыни был оазис, то предпочли ли бы мы климат сегодняшнего дня?"
По его мнению ответы: оптимистичное ДА на первый вопрос и НЕТ на второй вопрос.
Иначе говоря: если в ходе объективных исследований окажется, что мы действительно можем менять климат планеты путем эмиссии каких-либо газов - то следует не пугаться, и не пытаться вернуть все как было. Следует использовать такую возможность для изменения климата в том направлении, которое для нас желательно.
Теперь - вторая ересь Фримена Дайсона - одомашнивание биотехнологии, включая генную инженерию (т.е. переход биотехнологии из сферы деятельности лишь крупных корпораций - в сферу деятельности домохозяйства и микро-бизнеса):
"Дизайн геномов станет личным делом, новым стилем искусства, таким же творческим, как рисование или скульптура. Лишь малое число новых существ будет шедеврами, но все вместе они принесут радость их создателям и большое разнообразие новых форм фауны и флоры... [Далее Дайсон выдвинул прогноз о появление биотехнических, генно-инженерных игр для детей, аналогично компьютерным играм]... Победителями станут те, кто вырастит самый прикольный кактус или самого зубастого динозавра. Эти игры будут беспорядочными и, возможно, опасными. Понадобится введение новых правил и регуляции, чтобы обезопасить самих детей и взрослых".
Фермеры смогут создавать любые сорта растений в зависимости от климата и вкуса, домохозяйки на кухне будут создавать комнатные растения нужного цвета и свойств.
Третья ересь Дайсона - это манифест пост-дарвиновской эволюции человека на основе открытого кода. Не в смысле компьютерного кода, но и в смысле генетического кода, генной инженерии, открытой для программирования всеми желающими. Естественно, что такое бытовое генетическое программирование будет применено человеком не только к культурным растениям и домашним животным, но и к себе самому.
Кто-то из комментаторов назвал третью ересь Дайсона: "прощай, homo sapiens"
Ясно, что люди, имея бытовой доступ к генно-инженерным технологиям, постараются улучшить свое здоровье, продлить жизнь, и адаптировать себя к тем условиям, в которых они намерены жить и вести деятельность.
Результатом неизбежно и естественно станет искусственно-созданное биоразнообразие человека. Это и есть эпоха целенаправленной и многоцелевой "пост-дарвиновской эволюции" по Дайсону.
Четвертая ересь Дайсона - собственно "сфера Дайсона" (речь о которой шла выше. По мнению Дайсона, следует искать (в рамках SETI) не планеты с высокоразвитыми цивилизациями, а астроинженерные объекты. Рост энергетических потребностей в ходе прогресса цивилизации при ее переходе к освоению кососа - неизбежно приведет ее к строительству или Сферы Дайсона (из подручного планетарного материала), или к чему-то в том же роде - т.е к астроинженерному сооружению с доставляемой мощностью того же порядка, что мощность излучения центральной звезды в планетной системе.
Пятая ересь Дайсона. Вероятно, первая обнаруженная нами внеземная жизнь будет обитать не на какой-то планете, а в космическом пространстве, возможно - в облаке межзвездного газа.
Дайсон полагает, что у жизни, способной существовать в условиях вакуума, гораздо больше шансов распространиться во Вселенной, чем у планетарной. Он пояснил:
"На планетах слишком тесно, их масса слишком велика... Жизни нужно пространство — не только для того, чтобы собирать энергию, но и чтобы избавляться от излишнего перегрева. Поэтому в далекой перспективе жизнь распространится там, где массой можно будет распорядиться более эффективно: не на планетах, а, например, в скоплениях комет или в пылевых облаках, но в достаточной близости от подходящей звезды".
И кстати, отсюда вывод-прогноз Дайсона о судьбе человеческой цивилизации. Если наша цивилизация будет развиваться. то на определенной фазе ей станет необходимо переселяться с маленькой родной планеты - в большой космос. Вот такая пятая ересь.
И финальное заявление Дайсона: "Я не буду пытаться суммировать уроки, которые слушатели могли почерпнуть из моих пяти ересей. Я бы хотел, чтобы главным уроком стало понимание того, что далекое будущее не является предопределенным. Правила всемирно-исторической игры меняются от десятилетия к десятилетию непредсказуемыми путями. Возможно, что все наиболее беспокоящие нас проблемы и превалирующие догмы окажутся через 50 лет совершенно устаревшими. Мои ереси, возможно, также устареют. Будущее — в руках наших детей и внуков. Мы должны дать им свободу выдумывать свои собственные ереси".
Манифест свободы ереси - это сильно. По-настоящему сильно. Такие дела...
P.S. От нас ушел великий Фримен Дайсон...
...
...И, после паузы, возникает тревожный вопрос: что если он ушел последним среди тех замечательных людей, которые способны были проявлять настоящую личную смелость в современной большой науке? Вдруг больше не осталось? И если так - то что дальше?
------------------------
Источники: Astronet.ru, Википедия, воспоминания о Фримене Дайсоне, и лекция Фримена Дайсона "Еретические мысли о науке и обществе" (2009)
|
</> |