Читая френдленту
antimeridiem — 19.10.2024 kot-kam: «Можно, в качестве рабочего определения, сойтись на том, что эрудит – это человек, который худо-бедно помнит все, чему его учили в школе, касательно всех наук, плюс кое-что еще сверху, в особенности то, что успели открыть с тех пор, как он закончил свои одиннадцать классов».Поскольку со школой в тех или иных формах мне приходится сталкиваться уже полвека, должен же я иметь какое-то мнение, как она должна быть устроена? Хотя бы с одной стороны – чему учить и чего ждать от этого обучения?
Вот что бы я делал, окажись я школьным учителем, и имея в качестве циркуляра школьную программу? Если бы мне был не безразличен результат собственных усилий. Я бы сел и написал тонкую (тонюсенькую) брошюру – «чего нельзя не знать» (в рамках данного курса, этого учебника). И все силы, и все время потратил бы на то, чтобы все это выучили, а те кто могут – поняли. Всех, кто хочет знать больше, я собирал бы на факультативе, устроил бы чат, где отвечал бы на вопросы тех, кто в самом деле хотел понять, но не смог этого сделать самостоятельно. Т.е. право на дополнительные знания нужно было бы заслужить – самому читать, разбираться, решать или писать. И уж точно – я бы не стал заманивать, «вызывать интерес». Если ученику не интересно «про треугольник», то искусственно его (ученика) вовлекать, рассказывая анекдоты про треугольники, демонстрируя анимацию про них или еще что – это бессмысленное и главное – вредное занятие. Ученик, придя в школу, должен узнать о существовании математики, истории, химии и литературы. Возможно, он должен твердо усвоить какие-то базовые сведения из этих наук, научиться ими пользоваться по жизни (не совать пальцы в розетку, не лить кислоту в воду и все такое). Ученик безусловно должен иметь возможность получить помощь, если его что-то искренне заинтересовало. Чтобы было с кем поговорить.
Всё.
И мне совершенно очевидно, что если взять среднего отличника, то для того, чтобы запихнуть себе в голову только школьный курс геометрии – всю цепочку теорем и умение ими пользоваться для решения задач из того же учебника, ему (ученику) придется заниматься только геометрией. Еще более очевидно, что даже если ему это удастся, то он забудет почти все, если перестанет этим заниматься и пройдет год или два.
Обязанность – узнать абсолютный минимум. Право – узнать все, что будет интересно. Вот между этими полюсами и должно лежать школьное образование. И если с первой задачей худо-бедно справляется система ЕГЭ, то со второй справиться невозможно, т.к. поговорить, как правило, не с кем. Учителя в лучшем случае стали придатками системы, гуманоидами при ЕГЭ. И хорошо, что хотя бы этот ЕГЭ есть. Без него был бы чистый нуль.
|
</> |