Читаем приговор. ч.6. Савва, которому уподобился Бог

топ 100 блогов diak_kuraev12.01.2021 Второй пункт моего обвинения -

«26 января 2020 года на имя Святейшего Патриарха Кирилла поступило обращение (копия прилагается) епископа Валуйского и Алексеевского Саввы, в котором он сообщает о «пасквиле в его адрес» со стороны протод.А.Кураева».

Копия обращения еп. Саввы к патриарху не прилагалась к переданному мне тексту приговора.
Но из приговора следует, что епископ жаловался на то, что я назвал его дураком (в своей публикации https://diak-kuraev.livejournal.com/2695617.html).

Однако, общая особенность судебного Решения – оно никогда не принимает во внимание обстоятельства, при которых я говорил те или иные осужденные судом слов. То есть не обращает внимание на их причины.

В данном случае причиной послужило Рождественское послание епископа Саввы с такими словами:

«И в эту Божественную ночь Рождества Христова, когда для каждого верующего сердца время упраздняется, мы вновь в Церкви можем стать свидетелями великой Тайны Боговоплощения. Храм, по свидетельству святителя Афанасия Великого, в этот миг уподобляется пещере, жертвенник – яслям, Господь – архиерею, священники – Иосифу и ангелам, клирики – волхвам, диаконы – пастухам, престол – Пресвятой Богородице, чаша – грудь Приснодевы, питающей Богомладенца, архиерейская мантия – воплощению, рипиды – Херувимам, дискос – Духу Святому, покровцы и воздух – Богу Отцу, все и вся покрывающему своей силой и мощью».

Отмечу, что ссылка на св. Афанасия ложная – у него нет и близко таких мыслей и быть не может, так как и почитание Богоматери развилось позднее, и символизм подобного рода литургических перетолкований возник довольно поздно.

Издатель отсылает к св. Герману Константинопольскому ( PG 28, 941-942). Источник цитаты - Псевдо-Афанасий, CPGS 2269. Возможным автором называют Тимофея Иерусалимского или Леонтия Константинопольского. Вот этот фрагмент (PG 28, 953 CD):
Τί οὖν ὁ εὐαγγελιστὴς Λουκᾶς; Καλὸν γὰρ λοιπὸν συνιδεῖν καὶ τὸν Ἰωσὴφ πληροφορούμενον, καὶ τὸν οἰκίσκον, ἔνθα ἡ Παρθένος ἀπεκύησε, τῆς Ἐκκλησίας τὸν τύπον δεχόμενον• ὅπου θυσιαστήριον μὲν ἡ φάτνη, ἐφημερευτὴς δὲ ὁ Ἰωσὴφ, διάκονοι δὲ οἱ ποιμένες, ἱερεῖς οἱ ἄγγελοι, ἀρχιερεὺς ὁ Κύριος, θρόνος ἡ Παρθένος, κρατῆρες οἱ μαζοὶ, ἀναβόλαιον ἡ ἐνανθρώπησις, ῥιπιστῆρες τὰ χερουβὶμ, δίσκος τὸ ἅγιον Πνεῦμα, ὁ Πατὴρ δισκοκάλυμμα. (благодарю А. Г. Дунаева за указание источника)

Тут идет ровный и понятный ряд: «гостиница стала Церковью, пастухи - диаконами, ангелы - иереями, Господь - архиереем" τῆς Ἐκκλησίας τὸν τύπον δεχόμενον, .. διάκονοι δὲ οἱ ποιμένες, ἱερεῖς οἱ ἄγγελοι, ἀρχιερεὺς ὁ Κύριος.

Но еп. Савва по ходу речи перепутал падежные отношения, и соответственно, что чему уподобляется: священники – ангелам или ангелы-священникам: «Храм в этот миг уподобляется пещере, диаконы уподобляются пастухам, священники уподобляются ангелам»

Кроме того, еп. Савва нарушил стройность даже этой своей формулы. Если священники уподобляются ангелам, то как вдруг Господь уподобляется архиерею, а не наоборот?

Еп. Савва полагает, что он цитирует св. Афанасия - и это не так.
Еп. Савва полагает, что он цитирует митр. Иерофея (Влахоса). Но и это не так.

Вот текст греческого митрополита в русском переводе:
«Лачуга, где родила Пресвятая Дева, восприняла образ Церкви, в которой жертвенником являются ясли; священником — Иосиф; клириками — волхвы; диаконами — пастухи; священниками — Ангелы; архиереем — Господь; престолом — Дева Мария; чашей — груди Приснодевы; мантией — воплощение; рипидами — Херувимы; дискосом — Святой Дух; покровцом — Бог Отец, все и вся покрывающий Своей силой и мощью».
https://predanie.ru/book/219986-gospodskie-prazdniki/

Нетрудно заметить, что эти тексты «разнонаправленны» и разносмысленны: у митр. Иерофия пещера уподобляется Церкви, а у еп. Саввы «храм уподобляется пещере».

Заметим и различие терминов: у еп. Саввы – храм; у митр. Иерофея и псевдо-Афанасия – Церковь с большой буквы τῆς Ἐκκλησίας.

Пещера Рождества в единственную Рождественскую ночь как образ Церкви, совокупляющей земное и Небесное? - Аминь!
Но при чем тут храм Валуйской епархии, в котором не «во время оно», но «в этот миг» якобы Господь уподобляется архиерею?

Если еп. Савва убежден в том, что он сказал все правильно и церковно-традиционно – то отчего же после моей критики он удалил свое послание со своего епархиального сайта? См. http://valeparh.ru/2020/01/07/rozhdestvenskoe-poslanie-preosvyashhennejshego-savvy-episkopa-valujskogo-i-alekseevskogo-vsechestnomu-duxovenstvu-prepodobnomu-monashestvu-i-bogolyubivoj-pastve-valujskoj-eparxii.html

А если он почувствовал ошибочность своей риторики – почему, удалив ее, он, тем менее, подал на меня в суд?


***

Жизнь в Холуйской епархии

"На днях многим нашим священникам звонил секретарь владыки о. Андрей Сумин и настойчиво просил подготовить слово в поддержку решения Святейшего о Вашем наказании. Особенно тем, у кого есть странички в соцсетях.

Хочу Вам сказать, что несмотря на хорошо известные Вам личные качества нашего владыки и отдельных представителей духовенства, большинство в епархии – люди совсем иного склада, и выполнять поручение никто из знакомых мне священников по своей воле не спешит.

Возможно, персонажи вроде Чаплина-номер-два с радостью это сделают, но таких у нас немного наберется. Впрочем, есть вариант, что всё нужное напишут дамы из канцелярии, а затем готовые тексты будет велено давать от своего имени. Наши думают, как теперь ускользнуть от разнарядки. Ситуация абсурдная, но епархия во власти Саввы. Сложно будет отказаться, особенно если владыка скажет адресно всех вызывать «на разговор» в епархиальное управление".

епископ Савва - это тот, кому уподобляется Сам Господь.
а Чаплина-номер-два - этот, кто написал,что христианин обязан быть рабом у любого полицейского.


***
предыдущие записи с разбором приговора


https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прислала Кира Моор Притча о двух ангелах. В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу. Отдыхающий Ангел решил спросить другого: — Что же ты летаешь туда-сюда? — Я ношу Богу послания, которые начинаются ...
"Информационные войны, как и их следующая версия – сетевые войны, концептуально включены в рамки теории управляемого хаоса. Когда, действительно, создаётся впечатление, что действия противника хаотичны и бессмысленны, и представляют собой набор разрозненных операций. Но на самом деле ...
Классический случай нытья о "братском народе". "Верный шаг к восстановлению у людей русской культуры", вообразите. Допа с Гепой и русская культура, картина маслом. Сотый раз повторяю: таковое восстановление будет возможно только в единственном случае: полном переформатировании 404. Абсолю ...
А остальные фото - в фейсбуке. Хаос (не путать с сумбуром), потоксознания, истории про историю, упрямство, про кабачки и прочие овощи, про еду и прогулки. Пишу с листа, что называется. Не напишу - забуду. КАБАЧОК ПОД МОСКВОЮ Повара, в отличие от писателя, никогда не обвинят в то ...
Как досадно и неприятно обнаружить царапины, вмятины на любимом автомобиле! А все потому что кто-то неаккуратно выезжал с парковки или решил подпортить жизнь соседу, порисовав на капоте гвоздем. Как действовать в такой ситуации? Если автомобиль застрахован по КАСКО с внесением в ...