Четыреста сорок седьмое серьезное предупреждение
el_murid — 16.01.2012 — ПолитикаВопрос стоит не в области намерений - понятно, что Китай постарается сделать всё, чтобы сорвать эту акцию. Однако возникает вполне резонный вопрос - а насколько ему это удастся - если вообще это возможно.
Я не буду детально разбирать нетто-показатели вооруженных сил Китая, Ирана, западных стран и монархий Залива, которые могут быть вовлечены в подобный конфликт. Это на самом деле совершенно несущественно. Дело в том, что Китай не граничит ни на море, ни на суше с Ираном. И любая военная помощь, которую он может оказать Ирану, столкнется с проблемой логистики. Не решив которую, совершенно бессмысленно разбирать соотношения сил, качество вооружений, военной техники, их тактико-технические характеристики и так далее.
Очевидно, что Китай может оказать помощь либо на море посылкой ударной флотилии в акваторию Аравийского моря, либо экспедиционного корпуса через Пакистан либо через Казахстан и Туркменистан. Иных способов не просматривается.
Проблема в том, что во всех раскладах неизбежно встает вопрос об отношении к таким действиям Китая Пакистана и Индии. Даже если предположить, что Пакистан окажет содействие Китаю, то Индия во всех случаях будет объективно категорическим противником любых действий Китая в этом направлении.
Индийский флот на сегодня является самым мощным в Индийском океане после американского. Он не допустит нахождения в акватории океана враждебного ему присутствия как противодействием на самом океане, так и в районе чрезвычайно чувствительном для Китая - Моллукском проливе. Флот Китая не в состоянии соперничать по своей мощи ни с флотом США, ни с флотом Индии - ни по отдельности, ни вместе. Поэтому морской вариант, скорее всего, отпадает сразу и напрочь.
Сухопутный вариант с переброской экспедиционного корпуса северным маршрутом лично мне представляется крайне сомнительным - ни Казахстан, ни Туркмения не дадут своего согласия. По крайней мере, Туркмения точно. Для Туркмении это сулит немедленный паралич в работе с Индией по мощному газопроводу Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Мало того - ТАПИ является естественным конкурентом южному газопроводу Иран-Пакистан-Индия, и проблемы Ирана для Туркмении как минимум - не её проблемы.
Пакистан, который является давним партнером Китая, который весьма основательно побил горшки с США, вполне может дать согласие на проход экспедиционного корпуса через свою территорию и его снабжение. Однако. Географически транзитный путь зажат между двумя мощными группировками - контингента НАТО в Афганистане и военными округами Индии, которые, собственно, против Пакистана в этом направлении и созданы. Противодействие доставке войск и грузов по очень длинному, узкому и крайне ненадежному коридору будет практически нечем парировать. Если добавить к войскам НАТО и Индии Талибан - ни Пакистан, ни Китай не смогут обеспечить безопасность проводки войск и грузов по этому коридору.
Очевидно, что базой наземной операции в Китае станет Ланчжоуский военный округ, расположенный на территории Синцзян-Уйгурского автономного района. Это мощный округ, однако значительная часть его задач находится именно в самом Синцзяне. Совершенно точно Запад сделает всё, чтобы в случае выдвижения войск НОАК в сторону Ирана в Синцзяне вспыхнули мощные беспорядки, которые не позволят отвлечь значительные силы для посылки в экспедиционный корпус. Более того - Индия в обязательном порядке создаст напряжение по всему периметру границы, не позволяя усилить Ланчжоуский ВО за счет войск других округов. Таким образом, Китай немедленно столкнётся с проблемой дефицита сил и средств, которые он может отвлечь на помощь Ирану.
Говоря иначе, прямые действия Китая в возможном конфликте вокруг Ирана если не исключены, то гарантировано сопряжены с неимоверным количеством проблем. Транспортное плечо, которым придется оперировать в операции по оказанию помощи Ирану, столь велико и столь уязвимо, что смысл помощи теряется напрочь. Ответные действия противников также вполне прогнозируемы - блокада проливов и побережья Китая. Это если не коллапс, то слишком запредельная цена для Китая, которую он вряд ли готов платить за помощь Ирану.
Таким образом, Китай однозначно не станет "впрягаться" прямо в локальный конфликт в Иране, если таковой возникнет. Единственная стратегия Китая - непрямые действия. То есть, угроза, предельно значимая для стран-агрессоров, однако лежащая вне географических границ возможного конфликта.
Таких угроз, которые Китай однозначно может предъявить Западу, две. Тайвань и экспорт редкоземельных элементов.
Захват Китаем Тайваня вызовет отвлечение настолько значительных сил США, что Штаты однозначно не смогут сконцентрировать против Ирана силы и средства, которыми они рассчитывают оперировать в этом конфликте. Однако как раз это и позволяет усомниться в подобной стратегии для Китая. США вполне способны парировать захват Тайваня жесткой блокадой побережья и Моллукского пролива, что поставит экономику Китая на грань краха в очень короткие сроки. Платить такую цену Китай вряд ли намерен.
Остается последний шанс. Китай является практически эксклюзивным поставщиком на мировой рынок целого спектра редкоземельных элементов - 97% металлов из их перечня добывается именно в Китае. Отказ от экспорта их на мировой рынок скажется не сразу - так как существуют стратегические запасы, однако значение этих элементов в современной технике чрезвычайно высоко. Если Китай сумеет продемонстрировать свою непреклонность, у него есть неплохой шанс заставить и без того входящие в штопор западные страны гораздо более внимательно отнестись к его озабоченности ситуацией.
Вывод из сказанного следующий. Есть существенные сомнения в том, что Китай сможет оказать прямую военную помощь Ирану. Скорее всего, этого не произойдет. Однако у него есть ряд возможностей - правда, неоперативного характера - которыми он может воспользоваться для снижения агрессивности противников Ирана. Однако здесь возникает вопрос, который вообще невозможно оценить - какова цена, которую готов заплатить Запад за развязывание крупномасштабного конфликта. Запад вообще и США в частности. Видимо, это можно будет оценить только по совокупности всех их действий.