Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза»
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 01.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 01.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-79d69b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/938566/938566_original.jpg)
Та самая посадка 10 апреля, фото NASA/Bill Ingalls
Что именно произошло?
В процессе посадки корабля "Союз МС-02" в момент раскрытия основного парашюта деталь парашютной системы ударила по стенке парашютного контейнера, из-за чего там образовалась трещина размером 3,5 сантиметра, через которую началась утечка воздуха. Различные источники расходятся в определении детали-"виновника". По мнению журнала "Новости космонавтики" это вертлюг - деталь, предотвращающая скручивание строп и тросов парашюта, но по словам представителя РКК "Энергия" причиной была пряжка стяжного ремня тормозного парашюта. Пресс-служба Роскосмоса сообщила, что происшествие носит случайный характер, и меры для предотвращения его повторения уже приняты.
Матчасть
Парашютная система корабля "Союз" состоит из вытяжных, тормозных, основного и запасного парашютов.
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 02.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 02.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-18b981.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/938909/938909_original.jpg)
Система крепления парашюта к спускаемому аппарату выглядит так:
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 03.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 03.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-17beac.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/939243/939243_original.jpg)
Источник: форум журнала "Новости космонавтики"
Вертлюг крупным планом:
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 04.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 04.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-cce72f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/939487/939487_original.jpg)
Источник
На доступных фотографиях парашютного отсека никаких следов трещины не заметно.
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 05.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 05.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-570769.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/939720/939720_original.jpg)
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 06.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 06.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-7e370c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/939825/939825_original.jpg)
Фото в полном размере
Насколько это было опасно?
В общем случае разгерметизация космического корабля - очень опасная вещь, и уже один раз привела к гибели космонавтов на "Союзе-11", но конкретно в данном случае опасность была минимальной. Прежде всего, после горького опыта "Союза-11" космонавты выполняют потенциально опасные операции (старт, стыковка, посадка) в скафандрах. Далее, авария произошла в тот момент, когда спускаемый аппарат уже был в плотных слоях атмосферы. Основной парашют начинает раскрываться на высоте 10,5 км, но за время его полного раскрытия корабль успевает снизиться на три километра.
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 07.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 07.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-d7562b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/940073/940073_original.jpg)
Схема посадки корабля "Союз"
Даже если бы отверстие было бы в разы больше (иначе воздух вытекает слишком медленно), и экипаж был бы без скафандров, ничего страшного им бы не грозило. В конце концов при штатной посадке всего на два километра ниже открывается дыхательный клапан, выравнивающий давление внутри и снаружи. Ну и, наконец, поскольку происшествие было связано с алгоритмом раскрытия основного парашюта, оно никак не могло случиться на орбите.
Аварийные будни
В официальном сообщении Роскосмоса говорится, что "все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно". Кто-то может подумать, что эту аварию от нас пытались скрыть, но это не так. Происшествие было описано в №6 журнала "Новости космонавтики" за этот год, на который может подписаться любой желающий. И ругать пресс-службу Роскосмоса за то, что аварию не упомянули, не стоит. Дело в том, что любая космическая миссия любой страны сталкивается с массой различных мелких происшествий, которые не помешали выполнению программы полета и обычно интересны только специалистам и энтузиастам космонавтики. Например, в тот же день 10 апреля на "Союз МС-02" было еще одно происшествие - после отстыковки корабля от МКС на нем было обнаружено повышенное парциальное давление кислорода (26%, в 1,23 раза выше нормы). В начале этого года при подготовке к старту "Союза МС-04" обнаружили негерметичность одного из клапанов. На "Союз МС-03" 19 ноября на 14 витке полета произошла авария датчиков угловых скоростей, сорвавшая построение тестовой ориентации в орбитальной системе координат. Старт "Союза МС-02" был отложен из-за зажатого кабеля. Стыковку "Союза ТМА-19М" 15 декабря 2015 года осложнила проблема с двигателем ориентации. На "Союзе ТМА-20М" 19 марта 2016 года пришлось перейти на резервную аппаратуру "Курс-А" из-за неустойчивой работы основного комплекта. И это только за два последних года. У других стран творится то же самое. Внимательное чтение историй полетов, например, шаттлов, показывает такое же изобилие мелких аварий - на STS-135 вышли из строя два бортовых компьютера, на STS-134 старт отложили из-за отказа обогревателя вспомогательной силовой установки и так далее. Так что если бы штатным полетом считалось отсутствие проблем вообще, такие полеты случались бы раз в несколько десятилетий.
Тренды
Тревожным признаком было бы нарастание потенциальной опасности аварий. Но этого не наблюдается. С начала 21 века самые серьезные аварии "Союза" были в 2007-2008 годах, когда из-за отказа одного из пироболтов не происходило полное разделение спускаемого аппарата и агрегатного отсека, из-за чего первый входил в атмосферу "вверх тормашками". Наверху слой теплозащиты тоньше, поэтому "Союз ТМА-10М" и "Союз ТМА-11М" находились в серьезной опасности. К счастью, корабль "Союз" спроектирован очень хорошо, агрегатный отсек отгорал и отваливался раньше, чем заканчивался ресурс верхней теплозащиты, а дальше спускаемый аппарат ориентировался правильным образом под собственным весом.
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 08.jpeg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» 08.jpeg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-6b9929.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/940470/940470_original.jpg)
Обгоревший тангажный двигатель "Союз ТМА-11М", фото журнала "Новости космонавтики"
Пироболт следующего корабля, "Союз ТМА-12М" тоже оказался под подозрением, поэтому его сняли на одном из выходов в открытый космос. Но проблему сумели решить, подобные происшествия не повторялись, и за прошедшие десять лет не было настолько же опасных аварий. Для паники причин нет, но и благодушествовать не стоит - космическая техника сложна, а опасности космоса совершенно реальны. Только качество проектирования и выполнения работ может предотвратить по-настоящему опасные проблемы.
Мотивы
Отдельный вопрос состоит в том, почему вообще эта история подняла шум? Увы, работа техники проще и понятней того, что делают люди, и вместо четкого ответа мне приходится дать список возможных версий.
"Пророк в чужом отечестве". Отечественные СМИ не читают журнал "Новости космонавтики", поэтому содержание пресс-конференции, пересказанное на портале SpaceNews стало для них новостью. В пользу этой версии говорит то, что в западных СМИ не заметно особого интереса к этой истории, а вот отечественные издания ее перепечатывали достаточно активно.
"Конструктивная паранойя". У космических агентств разные подходы к организации пилотируемых полетов, и какие-то события могут восприниматься NASA острее, чем Роскосмосом. Например, на "Союзе" и МКС есть панели метеоритной защиты, которые были добавлены по требованию NASA, но считаются излишними Роскосмосом. NASA контролирует создание нескольких пилотируемых кораблей, и для него логична забота о безопасности экипажа, поэтому эту историю могут использовать как пример, чтобы повышать надежность уже своих кораблей.
"Политические интриги". Упомянутый выше источник SpaceNews говорит о сомнениях в надежности российских кораблей, но, поскольку это не указано как цитата, более вероятно, что это мнение журналиста, написавшего материал. Остается надеяться, что комитет не занял пристрастной позиции и не пытается представить российские корабли менее надежными и более опасными, чем они есть. В уже не таком далеком будущем NASA перестанет покупать места на "Союзах", и это нормально, главный вопрос заключается в будущем сотрудничестве. Обнародованное на 68 Международном астронавтическом конгрессе заявление о сотрудничестве Роскосмоса и NASA было отличной новостью, и сейчас было бы очень печально увидеть силу, лоббирующую отказ от него. Сегодня большие космические проекты страны могут создавать только вместе, и, чем больше будет участников в проекте станции Deep Space Gateway на лунной орбите, тем больше и функциональнее она будет.
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
![Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» attentioneer.jpg Честная техника и непонятные люди в истории разгерметизации «Союза» attentioneer.jpg](/images/main/chestnaya-tehnika-i-neponyatnie-lyudi-v-istorii-razgermetizacii-soyuza-b8c3ee.jpg?from=//ic.pics.livejournal.com/lozga/3516068/478189/478189_original.jpg)
|
</> |